Лекции по курсу “Финансовый менеджмент”.
Сысо Татьяна Николаевна
Тема 1. Основы финансового менеджмента.
1. Основы финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент – это управление финансовыми ресурсами и отношениями, а также управление движением финансовых ресурсов.
Цели финансового менеджмента:
Все цели можно свести к обеспечению финансового благополучия фирмы.
Задачи финансового менеджмента:
Принципы финансового менеджмента:
Функции финансового менеджмента:
Финансовый механизм включает в себя:
Это конкретные показатели, параметры, на которые можно воздействовать.
Правовое обеспечение – это вся законодательная база. Нормативное обеспечение – это отраслевые рекомендации, различные нормы и нормативы. Информационное обеспечение – это информация о состоянии рынка, финансовые документы и отчетность и т.п.
2. Финансовый анализ в деятельности финансового менеджера.
Успех финансового анализа зависит от правильного определения целей, от которых зависит глубина анализа.
Экспресс-диагностика – это построение и анализ взаимосвязей показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия с точки зрения соответствия тактическим целям бизнеса.
Оценка финансовой деятельности - это построение и анализ взаимосвязей показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия с точки зрения соответствия стратегическим целям бизнеса. Это полный анализ.
Результат анализа зависит от качества построения исходных форм и обоснования аналитических выводов.
Сложности в аналитической работе:
Возможности анализа:
Принципы проведения анализа:
Этапы анализа:
В экспресс-анализе важно анализировать весомость и отклонения.
Схема 1.
Логическая цепочка по принятию решения.
Тема2. Максимизация прибыли или управление затратами.
1. Управление издержками предприятия.
Управление затратами – это знание того где, когда и в каких объемах расходуются средства предприятия; это прогноз того где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные ресурсы; это умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов.
Управление издержками – это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.
Преимущества эффективного управления затратами:
Схема 2.
Сравнение эффектов от снижения затрат и от увеличения объема продаж.
200 руб. |
15% |
||||
1133 руб. |
85% |
||||
150 руб. |
15% |
200 руб. |
20% |
||
850 руб. . |
85% |
||||
800 руб. |
80% |
||||
|
Снижение затрат на 5,9% |
Увеличение объема продаж на 33,3% |
|||
- прибыль |
|||||
- затраты |
Одинаковое увеличение прибыли в абсолютном выражении можно достичь либо за счет повышения объема продаж на 33%, либо за счет снижения затрат всего на 5,9%. Для увеличения объема продаж необходимо, как правило, дополнительное финансирование производства, что в ряде случаев проблематично либо связано с дополнительными затратами. С другой стороны, продажа дополнительного количества произведенной продукции может привести к трудностям сбыта, следовательно появятся дополнительные издержки на реализацию. Снижение затрат на производство единицы продукции дает важное преимущество перед конкурентами, возможность применения низких и гибких цен.
Анализ затрат.
Схема 3.
Процесс анализа структуры затрат.
Выделяются важные, существенные статьи, т.к. только по ним можно получить существенную экономию.
Правило 80/20: для получения 80% эффекта достаточно проанализировать 20% издержек.
Степень контролируемости статьи может служить тормозом в управлении затратами.
Одновременно с учетом значимых затрат руководству необходимо сосредоточить внимание на тех из них, которые можно постепенно снизить, а также на тех, которые быстро растут и могут достичь высоких значений в ближайшее время.
В целях аналитического и производственного учета издержки следует разделять на 2 основные категории: постоянные и переменные, прямые и косвенные. Классификация затрат на постоянные и переменные используется при проведении анализа точки безубыточности, при операционном анализе и для оптимизации ассортимента выпускаемой продукции. классификация затрат на прямые и косвенные используется при рассмотрении вопроса о факте отнесения затрат на определенный вид продукции или подразделение предприятия и является основой правильного ценообразования.
Классификация затрат.
Постоянные затраты |
Переменные затраты |
|
Прямые затраты |
2) амортизация станка, участвующего в производстве продукции. |
|
Косвенные затраты |
|
1) электроэнергия для станков вспомогательного производства. |
2. Операционный анализ.
Основные понятия операционного анализа:
Исходное уравнение для операционного анализа: П = В – Зобщ = В – Зперем – Зпост, где
П – прибыль;
В – выручка;
Зобщ – общие затраты;
Зперем – переменные затраты;
Зпост, - постоянные затраты.
Операционный анализ необходим для экспресс-диагностики.
В - Зперем = П + Зпост,
В - Зперем = ВМ (СП), где
ВМ (СП) – валовая маржа или сумма покрытия.
Самым главным в операционном анализе является выявление возможности покрытия постоянных затрат. Главный вопрос операционного анализа – как правильно включить постоянные затраты в цену того или иного товара; является ли данный продукт рентабельным, велики ли постоянные затраты; отказаться ли от производства убыточного продукта.
Объем производства, при котором прибыль равна нулю, называется критическим объемом производства, а точка, в которой это достигается – точкой безубыточности (ТБ) или порогом рентабельности (ПР). точка безубыточности – это стоимостной показатель, а порог рентабельности имеет натуральные единицы измерения.
ТБ = Зпост, / (1 – d), где
d – доля переменных затрат в выручке,
d = Зперем / В.
ПР = Зпост, / (В - Зперем).
ОР – операционный рычаг.
ОР = ВМ / П = (В - Зперем) / П.
Операционный рычаг – это показатель риска производства того или иного вида продукта. Чем больше величина операционного рычага, тем рискованнее производство.
Операционный рычаг показывает насколько изменится прибыль, если выручка будет изменяться на 1%.
ЗФП – запас финансовой прочности.
ЗФП = В – ТБ.
Запас финансовой прочности показывает насколько далеко выручка находится от точки безубыточности.
kЗФП – коэффициент запаса финансовой прочности.
kЗФП = ЗФП / В = (В – ТБ) / В.
Чем больше значение запаса финансовой прочности и коэффициента финансовой прочности, тем лучше для предприятия.
kСП – коэффициент вклада на покрытие (коэффициент суммы покрытия).
kСП = СП / В = (П + Зпост) / В.
Затраты Выручка Цена |
Выручка |
||||||||
Общие |
|||||||||
затраты |
|||||||||
|
|||||||||
Зпост |
|||||||||
О |
Qкритич |
Q |
Объем продаж |
||||||
Релевантный диапазон |
График построен при условия, что объем продаж находится в релевантном диапазоне, т.е. в диапазоне, когда постоянные затраты не изменяются.
Точке пересечения общих затрат и выручки соответствует критический объем производства.
Показатели для операционного анализа по западному и по отечественному вариантам различны. В западных документах бухгалтерской отчетности уже имеется показатель суммы покрытия, который находится во второй форме.
Западный вариант |
Отечественный вариант |
В - Зперем = ВМ (СП), (валовой доход) |
В (валовой доход) – Зобщ = прибыль от реализации |
ВМ – административные, коммерческие расходы = прибыль до уплаты процентов за кредит |
Прибыль от реализации ± прибыль от внереализационных операций ± прибыль от реализации имущества = прибыль от финансово-хозяйственной деятельности |
Прибыль до уплаты процентов за кредит – дивиденды и проценты = налогооблагаемая прибыль |
|
Налогооблагаемая прибыль – налог на прибыль = прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль) |
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности – налог на прибыль = чистая прибыль |
На уровне формы №2 в РФ нет разделения затрат на постоянные и переменные, следовательно по документам бухгалтерской отчетности не возможно провести операционный анализ.
Анализ безубыточности (оценка риска производства) может быть отражен в следующей таблице (см. таблицу1).
Таблица 1.
продукт |
Перем. затраты |
Пост. затраты |
Выручка |
Общая прибыль |
рентабельность |
Сумма покрытия |
Коэффициент СП |
Точка безубыточности |
Коэффициент ЗФП |
Операционный рычаг |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
4-(2+3) |
5/(2+3) |
4-2=5+3 |
7/4 |
3/(1-2/4) |
(4-9)/4 |
7/5 |
||||
1 |
120942 |
203801 |
255000 |
-69743 |
-21,5% |
134058 |
0,53 |
387663 |
- |
-1,92 |
2 |
254484 |
203801 |
262500 |
-195785 |
-42,7% |
8016 |
0,03 |
6673788 |
- |
-0,04 |
3 |
2945600 |
3890952 |
630000 |
-536552 |
-7,9% |
3354400 |
0,53 |
7307715 |
- |
-6,25 |
Все три продукта убыточны. Порог рентабельности не пройден и, следовательно, нет запаса финансовой прочности.
Убыточные продукты, имеющие относительно высокий коэффициент суммы покрытия перспективны для наращивания объемов.
3. Предельный анализ.
Предельный анализ оперирует следующими понятиями:
Необходимо рассчитать объем производства, при котором прибыль будет максимальна, и верхнюю границу объема продаж, при котором производство становится не выгодным.
В основе данного анализа лежат расчеты по изменению спроса и предложения.
Таблица 2.
Определение объема и цены реализации в условиях конкуренции.
Количество продукции |
цена |
Валовой доход |
Постоянные затраты |
Переменные затраты |
Валовые издержки |
Средние издержки на единицу |
Средние переменные затраты |
Средние постоянные затраты |
Предельные издержки |
Предельный доход |
Предельная прибыль |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1*2 |
4+5 |
6/1 |
|||||||||
256 |
n-n-1 |
||||||||||
0 |
144 |
0 |
256 |
0 |
256 |
- |
- |
- |
0 |
0 |
-256 |
1 |
134 |
134 |
256 |
64 |
320 |
320 |
64 |
256 |
64 |
134 |
-186 |
2 |
124 |
248 |
256 |
84 |
340 |
170 |
42 |
128 |
20 |
114 |
-92 |
3 |
114 |
342 |
256 |
99 |
355 |
118 |
33 |
85,3 |
15 |
94 |
-13 |
4 |
104 |
416 |
256 |
112 |
368 |
92 |
28 |
64 |
13 |
74 |
48 |
5 |
94 |
470 |
256 |
125 |
381 |
76,2 |
25 |
51,2 |
13 |
54 |
89 |
6 |
84 |
504 |
256 |
144 |
400 |
66,7 |
24 |
42,7 |
19 |
34 |
104 |
7 |
74 |
518 |
256 |
175 |
431 |
61,6 |
25 |
36,6 |
31 |
24 |
87 |
8 |
64 |
512 |
256 |
224 |
480 |
60 |
28 |
32 |
49 |
14 |
32 |
9 |
54 |
484 |
256 |
297 |
553 |
61,4 |
33 |
28,4 |
73 |
-6 |
-67 |
10 |
44 |
440 |
256 |
400 |
656 |
65,6 |
40 |
25,6 |
103 |
-26 |
-216 |
В6=320-256=64 |
В3 |
См. график 2.
Точка пересечения спроса и средних затрат – точка безубыточности. Точка пересечения спроса, средних затрат и предельных затрат – целесообразный предел объема продаж. Точка пересечения предельного дохода и предельных затрат – оптимальный объем продаж.
Предельный анализ используется для оптимизации объема продаж с целью минимизации затрат и максимизации прибыли. Он дает понятие минимального, максимального и оптимального объемов продаж. В его основе находятся показатели изменения спроса в зависимости от цены продукции.
График 2.
Рассмотрим кривую спроса, которая выражается линейной функцией.
Р = а
0 + а1 * Q, где Q – объем продаж в натуральных единицах измерения.П = V – С, где V – объем продаж в стоимостных единицах измерения;
С – затраты.
V = Q * P = Q * (a0 + a1 * Q)
С = b
0 + b1 * Q, где b0 – постоянные затраты;b1 – доля переменных затрат на единицу продукции.
П = V – C = Q * (a0 + a1 * Q) - b0 - b1 * Q = a0 * Q + a1 * Q2 – b0 – b1 *Q
Если прибыль равна своему максимальному значению, то производная ее функции равна нулю, т.е. в точке экстремума зависимости операционной прибыли
dП / dQ = 0.dП / dQ = 2 * a1 * Q + a0 – b1 = 0
2 * a1 * Q = b1 - a0
Qопт = (b1 – a0) / (2 * a1)
Pопт = а0 + а1 * Qопт = а0 + (b1 – a0) / (2 * a1) = a0 + b1 / 2 – a0 / 2 = (a0 + b1) / 2
График 3.
Объем продаж, при котором вклад на покрытие максимален является оптимальным, а соответствующая ему цена по кривой спроса – соответственно оптимальной ценой.
Главная задача – это построение функции спроса методом интрополяции. Функция строится по данным менеджеров продаж.
Для каждого из товаров с учетом существующего уровня прямых издержек определяем оптимальные цену и объем продаж, обеспечивающих максимальный вклад на покрытие.
Предельный анализ позволяет решить проблему конкурентоспособности за счет правильного ценообразования и правильно распределять свои денежные потоки за счет правильного формирования цены.
Принятие решения по вопросу: покупать или продавать.
Факторы, влияющие на принятие решения:
Методика расчета для принятия решения:
Фактический объем продаж |
Частота |
Вероятность |
Прогнозируемый объем продаж |
10000 |
1 |
0,09 |
900 |
20000 |
1 |
0,09 |
1800 |
30000 |
4 |
0,33 |
... |
40000 |
2 |
... |
... |
50000 |
3 |
0,25 |
... |
60000 |
1 |
0,09 |
... |
Всего |
12 мес. |
1,00 |
... |
Б) из полных затрат вычитаем общехозяйственные расходы, т.к. они будут иметь место независимо от того, будем ли мы производить или покупать на стороне.
А) При производстве Зобщ = Зперем
* Q + Зцех * QБ) При покупке Зобщ = Р *
QQн – объем, при котором Зпокупки = Зпроизв.
Если объем реализации меньше
Qн, то предприятию выгоднее покупать, и наоборот.Рассмотрим пример. Цена покупного двигателя 110000 руб. Наиболее вероятный объем продаж 31500 шт. Автомобилей. Переменные затраты – 2942100000 руб. Переменные затраты на единицу продукции – 93400 руб. Постоянные затраты – 837900000 руб.
Сразу переходим к пункту 2а.
Затраты на единицу |
Постоянные затраты |
Переменные затраты |
|
|
50000 |
50000 |
|
2. Зарплата |
18000 |
18000 |
|
3. Электроэнергия |
20000 |
20000 |
|
4. Общепроизводственные расходы |
19000 |
14250 |
4750 |
5. Общехозяйственные расходы |
13000 |
12350 |
650 |
Всего |
120000 |
26600 |
93400 |
Переходим к пункту 2б. Зобщ
’ = Зобщ – 12350 = 107650Переходим к пункту 3. Зпроизв
= 93400 * 31500 + 14250 * 31500 = 3390975000Зпокупки
= 110000 * 31500 = 3465000000Переходим к пункту 4. Графическим способом находим, что при производстве 27041 шт. Двигателей затраты на приобретение и производство двигателей равны. Таким образом, поскольку наиболее вероятный объем продаж по условию равен 31500 шт., предприятию выгоднее производить двигатели самому, чем покупать их на стороне.
Тема 3. Управление оборотным капиталом.
1. Понятие и анализ оборотного капитала.
Анализ оборотных средств позволяет:
Одним из критериев использования оборотных средств является их величина, которая зависит от оборачиваемости текущих активов и от структуры оборотных средств.
Структура оборотных средств зависит от совокупности факторов:
Исходя из всего вышеперечисленного, ясно, что предприятие должно учитывать и определять свою оптимальную структуру баланса.
Величина и структура оборотных средств предприятия должна соответствовать потребностям предприятия, которые определяются в бюджете. Они должны быть минимальными, но достаточными для успешной и бесперебойной работы.
Доля СОС в текущих активах – одна из характеристик финансовой устойчивости предприятия. Показателем эффективности использования оборотных средств является рентабельность текущих активов, которая определяется как отношение прибыли от реализации за период к средним текущим активом за этот период.
RТА = ПР / ТАСР = RПродаж * kОборачиваемости ТА = (ПР / ВР) * (ВР / ТАСР)
С точки зрения политики управления оборотным капиталом важным вопросом является риск. Различают два вида риска:
Существуют следующие проявления в практике расходов и рисков, связанных с недостатком оборотных средств:
Необходимо найти “золотую середину”. Одна из задач финансового менеджера – формирование оптимальной структуры оборотных средств.
Политика управления оборотным капиталом заключается в балансировании между риском и ликвидностью.
4. Управление денежными средствами.
В рамках этого вопроса рассмотрим следующие подвопросы:
Графики операционного и финансового циклов.
Поступление |
сырья |
Продажа |
Получение |
ден. средств на р/счет |
Производственный цикл (период оборота запасов) |
Время оборота дебиторской задолженности |
|||
Период оборота кредиторской задолженности |
||||
Операционный цикл |
||||
Финансовый цикл |
Операционный цикл = Производственный цикл + Время оборота дебиторской задолженности. Операционный цикл может быть меньше производственного цикла, если была предоплата.
Финансовый цикл характеризует потребность в оборотных средствах во временном измерении. Зная среднедневную потребность в оборотных средствах и продолжительность финансового цикла, можно рассчитать общую потребность в оборотных средствах.
Факторы, влияющие на продолжительность операционного цикла:
На продолжительность финансового цикла, кроме всех вышеназванных факторов, влияет также “растяжка” кредиторской задолженности.
ФЦ = ОЦ – ТоКЗ = ТоЗ + ТоДЗ - ТоКЗ, где
ФЦ – финансовый цикл;
ОЦ – операционный цикл;
ТоКЗ – время оборота кредиторской задолженности;
ТоДЗ – время оборота дебиторской задолженности;
ТоЗ – время оборота запасов.
ТоЗ = (ЗСР / Затраты на производство) * Д, где
Д – количество дней в анализируемом периоде.
ТоДЗ = (ДЗСР / Затраты) * Д
ТоКЗ = (КЗСР / Затраты) * Д
Производственный цикл |
ТоДЗ |
||||
1). |
ТоКЗ |
||||
Финансовый цикл |
|||||
2). Авансы выданные |
ТоДЗ |
Наихудший вариант |
|||
Финансовый цикл |
|||||
3). |
ТоКЗ |
Авансы полученные |
Наилучший вариант |
||
ФЦ |
|||||
4). Авансы выданные |
Авансы полученные |
||||
Финансовый цикл |
|||||
В данном вопросе используются три показателя:
Различия между суммой полученной прибыли и величиной денежных средств:
В условиях инфляции и кризиса неплатежей управление денежными потоками является наиболее актуальной задачей в управлении финансами.
Основная задача денежных потоков – выявление причин недостатка (избытка) денежных средств, определение источников их поступлений и направлений использования.
Для определения потоков денежных средств используется два метода:
Основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия (см. Главную книгу). Основной показатель для расчета – выручка. Данный метод позволяет показать основные источники притока денежных средств и направления оттока. Он дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств по текущим платежам и устанавливает взаимосвязь между реализацией и денежной выручкой за отчетный период.
Основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах. Основной показатель – прибыль. Данный метод позволяет показать взаимосвязь между различными видами деятельности предприятия и устанавливает взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период.
Основным документом для анализа денежных потоков является отчет о движении денежных средств, с помощью которого можно контролировать текущую платежеспособность предприятия, принимать оперативные решения по управлению денежными средствами и объяснять расхождения между финансовым результатом и изменением денежных средств.
При анализе потоки денежных средств рассматриваются по трем видам деятельности: основная, инвестиционная и финансовая.
Прямой метод |
Косвенный метод |
|||||
Остаток денежных средств на начало анализируемого периода |
||||||
50 |
51 |
52 |
Пр |
Σ |
1. Основная деятельность |
|
1. Основная деятельность |
Чистая прибыль |
|||||
Приток |
- Использование прибыли |
|||||
|
+ Амортизация - Изменение суммы текущих активов |
|||||
|
|
|||||
|
(увеличение сумма текущих активов означает уменьшение денежных средств, и наоборот) |
|||||
|
+ Изменение суммы текущих обязательств (без учета банковских кредитов) |
|||||
Итого приток: |
|
|||||
Расход |
|
|||||
|
(увеличение суммы текущих обязательств означает увеличение денежных средств, и наоборот) |
|||||
|
Результат по основной деятельности 2. инвестиционная деятельность |
|||||
|
- Изменение суммы долгосрочных активов |
|||||
|
|
|||||
Итого расход: |
|
|||||
Результат по основной деятельности: |
(увеличение суммы долгосрочных активов означает уменьшение денежных средств за счет |
|||||
2. Инвестиционная деятельность |
инвестирования в эти долгосрочные активы, и наоборот) |
|||||
Приток |
Результат от инвестиц. деятельности |
|||||
|
3. Финансовая деятельность + Изменение суммы кредитов и займов (долгосрочных и краткосрочных) |
|||||
Отток |
(увеличение задолженности указывает на |
|||||
|
увеличение денежных средств за счет привлечения кредита, и наоборот) + Изменение величины собственных |
|||||
Результат по инвестиционной деятельности: |
Средств |
|||||
3. Финансовая деятельность |
|
|||||
Приток |
(увеличение величины собственных средств |
|||||
|
за счет дополнительного выпуска акций означает увеличение денежных средств, и наоборот, |
|||||
|
выплата дивидендов и выкуп акций означает уменьшение денежных средств) |
|||||
Итого приток: |
Результат по финанс. деятельности |
|||||
Отток |
Суммарное изменение денежных средств (сальдо должно быть равно изменению денежных средств между двумя отчетными периодами) |
|||||
|
||||||
|
||||||
Итого расход: |
||||||
Результат по финансовой деятельности: |
||||||
Совокупный денежный поток по всем видам деятельности (чистый денежный поток) |
||||||
Остаток денежных средств на конец периода (= остаток денежных средств на начало периода + чистый денежный поток) |
Остаток денежных средств на конец периода (= остаток денежных средств на начало периода + суммарное изменение денежных средств) |
Схема движения денежных средств.
+ |
+ амортизация |
||||||||
+ чистая прибыль |
|||||||||
+ увеличение кредиторской задолженности |
Остаток ден. средств на конец периода |
||||||||
Остаток ден. средств |
|||||||||
текущих активов |
|||||||||
- уменьшение долгосрочных активов |
|||||||||
- |
- отвлечение денежных средств на соц. сферу |
По результатам анализа денежных потоков можно сделать заключения по следующим вопросам:
4.3. Планирование денежных потоков. Кассовый бюджет.
Для планирования денежных потоков используется прямой метод анализа.
Цель планирования денежных средств – расчет необходимого их объема и определение моментов времени, когда у предприятия ожидается недостаток или избыток денежных средств, для того, чтобы избежать кризисных явлений и рационально использовать денежные средства.
Кассовый бюджет (план денежных поступлений) – это подробная смета ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период, включающая как конкретные статьи поступлений и выплат, так и их временные характеристики.
Кассовый бюджет является составной частью основного бюджета предприятия и использует данные бюджетов продаж, закупок, затрат на оплату труда и др.
Достоверность данных кассового бюджета зависит от субъективных оценок, точности прогноза продаж, точности оценки периода инкассации дебиторской задолженности, что необходимо при использовании бюджета.
Кассовый бюджет позволяет:
Схема 4.
Основные документы, необходимые для составления кассового бюджета.
Факторы, учитываемые при подготовке кассового бюджета:
Прогноз поступления денежных средств от продаж
Месяцы продаж |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Объем продаж |
2725 |
2934 |
3048 |
3628 |
3991 |
4390 |
|
Поступления денежных средств от продаж каждого месяца |
1 |
818 |
1363 |
409 |
|||
2 |
880 |
1467 |
440 |
||||
3 |
914 |
1524 |
457 |
||||
4 |
1088 |
1814 |
544 |
||||
5 |
1197 |
1996 |
|||||
6 |
1317 |
||||||
Сумма задолженности прошлого периода к погашению в текущем периоде |
2300 |
700 |
|||||
Всего поступлений |
3118 |
2943 |
2790 |
3052 |
3468 |
3857 |
Примечание: 30% продаж оплачивается в том же месяце (т.е. по факту); 50% и 15% в последующих месяцах соответственно; 5% представляют безнадежные долги.
Порядок инкассирования дебиторской задолженности:
1). 2725*0,30 = 818;
2). 2725*0,50 = 1363;
3). 2725*0,15 = 409.
Инкассация задолженности.
Инкассация задолженности – это процесс получения денежных средств за реализованную продукцию.
Коэффициенты инкассации позволяют определить когда и в какой сумме ожидается поступление денежных средств от продажи соответствующего периода.
Определить значение коэффициентов инкассации можно на основе анализа денежных поступлений прошлых периодов.
На основе ожидаемого объема продаж и рассчитанных коэффициентов инкассации составляется график ожидаемых поступлений денежных средств.
Отгруженная продукция |
Безнадежная задолженность |
Дебиторская задолженность |
||||
5% |
||||||
15% |
||||||
|
50% |
Поступления за отгруженную продукцию |
||||
|
30% |
|||||
Январь (0-30) |
Февраль (30-60) |
Март (60-90) |
Апрель (90-120) |
Коэффициенты инкассации выражают процент ожидаемых поступлений от продаж в соответствующем интервале времени. Коэффициент инкассации равен отношению изменения дебиторской задолженности в интервале
i к объему продажи месяца j, где j – месяц отгрузки (в рассмотренном примере это январь), i – период получения денег отгрузки j-го месяца (в рассмотренном примере это январь, февраль, март).Рассчитываются средние коэффициенты инкассации.
Расчет коэффициентов инкассации
Наименование статьи расчета |
Месяц |
Среднее значение |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
1. Отгрузка текущего месяца (млн.руб.) |
2042 |
2559 |
|||||
2. поступление денежных средств в текущем месяце (млн.руб.) |
2141 |
||||||
Реестр старения дебиторской задолженности |
|||||||
3. Остаток дебиторской задолженности на конец текущего месяца |
2630 |
3146 |
3611 |
||||
В т.ч.: От 0 до 30 дней |
1485 |
1615 |
1699 |
||||
От 30 до 60 дней |
307 |
394 |
617 |
||||
От 60 до 90 дней |
186 |
206 |
184 |
||||
Более 90 дней |
652 |
931 |
1111 |
||||
Расчет коэффициентов инкассирования |
|||||||
4. Оплачено в текущем месяце (млн.руб.) |
557 |
||||||
% |
27,3% |
* |
|||||
5. Оплачено в течение 30 дней (млн.руб.) |
1091 |
||||||
% |
53,4% |
* |
|||||
6. Оплачено в течение 60 дней (млн.руб) |
210 |
||||||
% |
10,3% |
* |
|||||
7. Остаток, не оплаченный в течение 60 дней (млн.руб.) |
184 |
||||||
% |
9% |
* |
Примечание: порядок расчета: 2042-1485 = 557
1485-394 = 1091394-184 = 210 557/2042 = 27,3%
Прогноз расходования денежных средств
Показатели |
Итого за 6 мес. |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
Сумма затрат на закупку материалов |
1260 |
1304 |
||||||
Выпоаты по закупкам каждого месяца |
1 |
630 |
630 |
|||||
2 |
652 |
652 |
||||||
3 |
||||||||
4 |
||||||||
5 |
||||||||
6 |
||||||||
Сумма задолженности прошлого периода к погашению в текущем периоде |
700 |
|||||||
Итого выплаты за материалы |
1330 |
1282 |
||||||
Сумма затрат на оплату труда |
||||||||
Выпоаты по закупкам каждого месяца |
1 |
|||||||
2 |
||||||||
3 |
||||||||
4 |
||||||||
5 |
||||||||
6 |
||||||||
Сумма задолженности прошлого периода к погашению в текущем периоде |
||||||||
Итого выплаты по зарплате |
Примечание: Согласно договоров 50% приобретенных материалов оплачиваются в том же месяце, остальные 50% - в следующем. В таком же соотношении планируется выплачивать заработную плату персоналу.
Порядок расчета: 1260*0,50 = 630 630+700 = 1330
1304*0,50 = 652 630+652 = 1282
Платежный календарь
Название операции |
Число месяца |
Итого за месяц |
|||
1 |
2 |
3 |
... |
||
В т.ч.: на р/счете в кассе |
|||||
Итого поступлений |
|||||
Итого выплат |
|||||
4. Остаток денежных средств на конец периода |
Платежный календарь – часть системы управленческой отчетности. По этой форме составляется отчет за прошлый месяц и плановые показатели за предыдущий период. Ведение платежного календаря позволяет синхронизировать поступления и выплаты денежных средств и обеспечить соблюдение приоритетности платежей.
Дефицит денежных средств.
Последствия дефицита:
Причины дефицита денежных средств:
Меры по увеличению потока денежных средств
Увеличение притока |
Уменьшение оттока |
|
Краткосрочные меры |
|
|
Долгосрочные меры |
|
|
Источники финансирования, стимулирующие приток денежных средств:
Принимая решение о выборе источников финансирования, руководство должно оценить альтернативную стоимость привлекаемых средств.
Избыток свободных денежных средств свидетельствует о том, что предприятие терпит убытки, связанные с:
Инвестиции могут быть направлены в:
Неденежные формы расчетов.
Бартерные операции и взаимозачеты позволяют в условиях кризиса неплатежей осуществлять расчеты между предприятиями.
Бартер – это прямой товарообмен между участниками сделки без использования денежных средств.
Взаимозачет – это процедура погашения взаимных обязательств, исключающая реальное движение денег в пределах равных сумм задолженностей.
Оценка потенциальных выгод и потерь от бартерных сделок:
Оценка эффективности бартерной сделки. Механизм расчета.
ТС = ∑ (поступления – расходы за период t) / (1 + r) t , где
суммирование идет по t от 0 до n;
t – период возникновения расходов и поступлений;
n – число временных интервалов;
r – ставка дисконтирования.
Если рассчитывается текущая стоимость будущих денежных потоков от инвестиций, то в качестве r рекомендуется брать ставку по депозитам; если бартерной сделки – то показатель инфляции.
Сделка является эффективной, если текущая стоимость больше нуля, и наоборот, не эффективна – если меньше нуля.
Рассмотрим пример:
Завод “Ангара” производит резиновые втулки. Ему пришло предложение от завода “Автошина” поменять партию втулок на автомобильные камеры. При этом предполагается, что часть прибыли от сделки завод “Ангара” получит за счет бартера, а другую часть – от перепродажи камер по более высокой цене.
Формирование финансовых результатов по бартерной сделке, млн.руб.
Показатели |
Этапы бартерной сделки |
Общий результат по сделке |
|
Обмен втулок |
Перепродажа камер |
||
1. Выручка от реализации |
91 |
100 |
100 |
2. Себестоимость |
(80) |
(91) |
(80) |
3. Расходы на перепродажу |
0 |
(5) |
(5) |
4. Прибыль |
11 |
4 |
15 |
5. Налог на прибыль (35%) |
(3,85) |
(1,4) |
(5,25) |
6. Чистая прибыль |
7,15 |
2,6 |
9,75 |
Бартер: реальный поток денежных средств.
Бартерная сделка – втулки – камеры – деньги.
Поступления денежных |
Производство |
Отгрузка втулок |
Перепродажа камер |
Получение денег |
|
средств |
Затраты на производство втулок |
Налог на прибыль |
Затраты на перепродажу и налог на прибыль |
||
100 |
|||||
3,9 |
Время |
||||
5 |
|||||
6,4 |
|||||
80 |
|||||
Отток денежных средств |
январь |
февраль |
март |
апрель |
Расчет эффективности сделки с учетом временного фактора, млн.руб.
Денежные потоки в течение бартерной сделки |
Результат без учета временного фактора |
Период выплаты денег |
Коэффициент дисконтирования |
Результат с учетом временного фактора |
Ставка дисконтирования r = 5% (месячный индекс инфляции) |
||||
1. Выручка от реализации |
100 |
n = 3 (апр) |
0,864 |
86,40 |
2. Себестоимость |
(80) |
n = 0 |
1,000 |
(80) |
3. Расходы на перепродажу |
(5) |
n = 2 (март) |
0,907 |
(4,54) |
4. Налог на прибыль (при обмене) |
(3,85) |
n = 1 (фев) |
0,952 |
(3,67) |
5. Налог на прибыль (при перепродаже) |
(1,4) |
n = 2 (март) |
0,907 |
(1,27) |
6. Чистая прибыль (текущая стоимость) |
9,75 |
-3,07 |
5. Управление дебиторской задолженностью.
Управление дебиторской задолженностью тесно связано с управлением денежными средствами и запасами готовой продукции.
Функции, которые должен выполнять финансовый менеджер по управлению дебиторской задолженностью:
Конкретные приемы по управлению дебиторской задолженностью включают:
Большую роль играет правильное заключение договоров с покупателями и поставщиками. С целью максимизации притока денежных средств предприятию необходимо использовать договора с гибкими условиями, сроками и формами оплаты.
Формы оплаты:
Гибкое ценообразование используется в договорах для защиты предприятия от инфляционных убытков. Гибкие цены могут быть привязаны к доллару, к общему индексу инфляции, к индексу инфляции на конкретную продукцию. Гибкие цены могут учитывать фактический срок оплаты и прибыль от альтернативных вложений.
Налоговый кодекс ужесточил санкции за ошибки в расчетах. Предприятия должны продавать свою продукцию по цене не ниже рыночной (раньше было не ниже себестоимости).
Стратегия заключения договоров:
Влияние инфляции и учет альтернативных вложений на размер скидки.
Существуют два вида скидок:
Рассмотрим на примере первый вид скидок.
Оценить возможность предоставления скидки при досрочной оплате. Предприятие вынуждено компенсировать увеличение дебиторской задолженности за счет кредитов банка.
Показатели |
Вариант со скидкой |
Вариант без скидки |
1. Условия |
Предоплата и скидка 10% |
Отсрочка 30 дней |
2. Индекс цен (при инфляции в 3%) |
- |
1,03 |
3. Коэффициент падения покупательной способности денег |
- |
1 / 1,03 = 0,971 |
4. Потери от инфляции на 1 тыс. руб. |
- |
1000 – 1000 * * 0,971 = 29 руб. |
5. Потери от предоставления скидки с 1 тыс. руб. |
1000 * 0,1 = 100 руб. |
- |
6. Общий результат от скидки и инфляции с 1 тыс. руб. |
100 руб. |
29 руб. |
7. Оплата процентов банковского кредита (36%) |
- |
1000 * 0,36 / 12 = = 30 руб. |
8. Доход от альтернативных вложений (при рентабельности 10% в месяц с учетом инфляции) |
900 * 0,1 * 0,971 = = 87,39 руб. |
- |
9. Результат от предоставления скидки, потерь от инфляции и выгоды от альтернативных вложений от 1 тыс. руб. |
100 – 87,39 = = 12,61 руб. |
29 + 30 = 59 руб. |
Потери при предоставлении скидки меньше, чем при отсрочке в 30 дней, следовательно, скидка выгодна для предприятия.
Рассмотрим на примере второй вид скидок.
Показатели |
Скидка 5% |
Без скидки |
1. Момент оплаты |
При отгрузке |
Через 45 дней |
2. Оплата за сырье на 1 тыс. руб. |
950 руб. |
1000 руб. |
3. Расходы по выплате процентов (123%) |
950 * 1,23 * 45 / 360 = = 146 руб. |
- |
4. Итого расходов |
950 + 146 = 1096 руб. |
1000 руб. |
Скидка в 5% предприятию не выгодна. Минимальный допустимый размер скидки равен 123% * 45 / 360 = 15% (для оплаты при отгрузке), что составляет 1000 * 15% = 150 руб. с 1 –тыс. руб.
В рамках этого вопроса мы рассмотрим следующие подвопросы:
Существуют следующие виды запасов:
Менеджер должен знать способы управления запасами и оптимизировать расходы.
Виды затрат, связанные с запасами:
Финансовый менеджер должен думать об экономии средств и оптимальном управлении запасами.
Эффективное управление запасами позволяет:
Согласно методу АВС контроля запасов все виды запасов можно разделить на три группы в зависимости от степени важности и др.
А – включает ограниченное количество запасов более ценных видов ресурсов, которые требуют постоянного четкого контроля и учета. Для этих запасов обязателен расчет оптимального размера заказа. Эта группа более многочисленная по удельному весу (примерно 50-60%).
В – составляют запасы, которые в меньшей степени нуждаются в контроле. Они проверяются при ежемесячной инвентаризации. Для них применима методика оптимального размера заказов.
С – включает большой ассортимент малоценных видов запасов. Они заключаются в больших количествах и не требуют тщательного планирования при осуществлении закупок.
Конкретное применение метода: необходимо оценить общую массу запасов, сгруппировать ее в порядке убывания по стоимость, разделить на три группы и принимать решение по планированию запасов отдельно по каждой группе.
Применение этого метода позволяет сконцентрировать внимание на запасах вида А, которые по стоимость составляют большую величину.
Пусть запас расходуется равномерно.
Запасы ( Q) |
|||
Q / 2 |
|
||
|
|||
Время ( t) |
Существует понятие среднего уровня запасов. Для поддержания такого объема запасов предприятию необходимо делать затраты.
Z1 = C * Q / 2,
Z2 = S * O / Q,
Z0 = Z1 + Z2 = CQ/2 + SO/Q, где
Z1 – затраты на хранение;
С – удельные затраты на хранение единицы запаса;
Z2 – затраты на заказ;
S – потребность в заказе;
О – стоимость единицы заказа;
Z0 – совокупные затраты.
Оптимальный объем заказа (QОПТ) достигается в той точке, где совокупные затраты минимальны.
QОПТ = (2SO/C)1/2 – формула Уилсона.
В той формуле знак радикала ослабляет зависимость оптимального заказа от других факторов.
Объем запаса |
||||
Q/2 |
|
|||
|
||||
Резервный запас |
|
|||
Интервал пополнения запаса (У) |
Время |
У =
t / N З,N З = S / QОПТ, где
t – время выполнения заказа,
N З – количество запасов за интервал времени t.
Рассмотрим пример.
Потребность в запасах составляет 2000 единиц (
S) на 100 дней (t). Стоимость выполнения заказа равна 100 руб. (O). Стоимость хранения единицы запаса равна 10 руб./ед. (С). Необходимо определить оптимальную величину заказа.QОПТ = (2*2000*100/10)1/2 = 200 единиц;
N З = 2000/200 = 10 заказов;
У = 100/10 = 10 дней;
Таким образом, через каждые 10 дней необходимо осуществлять заказ сырья и материалов.
Транспортировка заказа занимает 3 дня. Следовательно, заказ надо возобновлять через 7 дней.
Формула Уилсона – ценный инструмент контроля, который позволяет оптимизировать запасы, контролировать величину и сроки возобновления заказа.
Применение АВС метода позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных видах запасов, определять их оптимальный размер, задавать величину резервного запаса и оптимизировать издержки, связанные с хранением запаса, в том числе минимизировать налог на имущество и высвобождать денежные средства на цели развития предприятия.
Тема 4. Финансовое планирование, бюджетирование.
Финансовое планирование – это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов предприятия. оно осуществляется с помощью детализированных финансовых планов.
Причины того, что планирование сегодня является серьезной проблемой:
Недостатки в организации планирования:
Назначение планирования:
Роль планово-экономических служб:
Основные этапы работы по организации и внедрению системы финансового планирования на предприятии:
Разрешение проблем, возникающих при внедрении финансового планирования, будет формальным, и пострадают точность и качество расчетов.
Разработка финансовых планов дает результаты только при анализе исполнения бюджета, выявлении причин отклонений и выработки решений. Отсутствие контрольной функции делает всю процедуру разработки финансового плана бессмысленной
.Введение финансового планирования повышает требования к коммерческой службе, к уровню ее аналитической работы, к прогнозированию тенденций на рынке.
2. Финансовый план.
Финансовый план (основной бюджет) – это финансовое количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.
План состоит из трех документов:
Две составные части процесса бюджетирования:
Состав операционного бюджета:
Состав финансового бюджета:
Схема формирования основного бюджета.
|
|||||||||||||||
Основной бюджет |
|||||||||||||||
4 |
12 |
||||||||||||||
1 |
2 |
5 |
7 |
8 |
9 |
10 |
13 |
||||||||
|
|||||||||||||||
|
3 |
6 |
11 |
||||||||||||
|
Бюджет продаж представляет собой прогнозный объем продаж (на неделю, месяц, квартал) в натуральных и стоимостных показателях. Он составляется с учетом спроса на продукцию, географии сбыта, категории покупателей и сезонных факторов. Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который позднее будет включен в доходную часть кассового бюджета. Незначительные отклонения фактического бюджета продаж от планового может привести к серьезным отклонениям в основном бюджете.
Бюджет производства – это план выпуска продукции в натуральных показателях. Он составляется исходя из бюджета продаж, учитывает производственные мощности, бюджет производственных запасов и величину внешних закупок.
ВПЛ = ЗКГП + ППЛ – ЗНГП, где
ВПЛ – плановый выпуск продукции;
ЗКГП – запасы готовой продукции на конец периода;
ППЛ – плановый объем продаж;
ЗНГП – запасы готовой продукции на начало периода.
Бюджет производственных запасов содержит информацию, необходимую для подготовки двух документов основного бюджета:
Бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе бюджета производства и бюджета продаж с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности по материалам. Он показывает сколько сырья и материалов необходимо для производства и сколько должно быть приобретено. Объем закупок зависит от ожидаемого объема их использования (
S), от предполагаемого уровня запасов на конец (ЗКСМ) и на начало (ЗНСМ) планируемого периода:QЗакупок = S + ЗКСМ – ЗНСМ.
Бюджет прямых затрат на оплату труда составляется на основе бюджета производства. Сумма прямых затрат на оплату труда рассчитывается с учетом объема производства в натуральном выражении (ВПЛ), трудоемкости работ (ТЕД) и трудовых тарифных ставок соответствующих разрядов (ЧТС):
РОТПрям = ∑ (ВПЛ
j * ТЕДj * ЧТСР)В бюджет коммерческих расходов включаются затраты на продвижение товара на рынок, рекламы, маркетинг, зарплату, премии и командировочные торговых агентов и сотрудников коммерческий службы, затраты на упаковку, транспортировку, страхование, хранение и складирование. Данный бюджет имеет две части: переменную (планируется в зависимости от объема) и постоянную (планируется от предыдущего уровня).
Бюджет общепроизводственных накладных расходов включает затраты, связанные с производством продукции за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда. Этот бюджет также имеет постоянную (планируется исходя из потребностей производства по предыдущему уровню) и переменную (используется норматив в зависимости от выбранной базы распределения) части.
Бюджет управленческих расходов содержит затраты, не связанные с производством или коммерцией. Также имеет две части. Переменная часть планируется как процент от объема продаж.
Отчет о прибылях и убытках показывает какой доход заработало предприятие и какие расходы понесло.
Плановый баланс показывает какими средствами финансирования располагает предприятие и как они используются. Для его составления используется величина планируемых оборотных средств и дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовки соответствующих бюджетов. Инвестиционные проекты служат основой для планирования стоимости основных средств. Если их нет, то учитывается только амортизация (т.е. снижение стоимости основных средств вследствие износа). Пассив баланса формируется с учетом оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов. В первом варианте плана в постоянном капитале (собственный капитал и кредиты банков) изменений не планируется. Расхождение в активе и пассиве баланса дает представление о недостатке (избытке) финансирования. Решение о способе финансирования принимается на основе дополнительного анализа.
Основой для составления кассового бюджета служит бюджет продаж. Поступления от основной деятельности рассчитываются с учетом изменения дебиторской задолженности, расходы – с учетом изменения кредиторской задолженности. Отдельно планируются потоки от финансовой и инвестиционной деятельности.
Тема 5. Источники финансирования. Способы привлечения денежных средств.
Выделяют две группы источников финансирования:
Выбор источников финансирования зависит от структуры капитала предприятия, которая, в конечном итоге, определяет структуру власти. Учет интересов различных собственников – это важный фактор формирования оптимальной схемы долгосрочного финансирования предприятия.
Вместе с тем, необходимо учитывать и другие факторы, а именно:
Преимущества и недостатки различных схем финансирования:
Преимущества |
Недостатки |
|
|
Преимущества |
Недостатки |
|
|
Преимущества |
Недостатки |
|
|
Преимущества |
Недостатки |
1. Отсутствие разбавления акционерного капитала.
|
|
Преимущества |
Недостатки |
|
|
Преимущества |
Недостатки |
|
|
Преимущества |
Недостатки |
|
|
Преимущества |
Недостатки |
|
|
Преимущества |
Недостатки |
|
|
При выборе схемы долгосрочного финансирования надо исходить из предположений возможных неблагоприятных изменений в финансовом состоянии предприятия, реализующего инвестиционный проект. Недоучет этого фактора может оказать негативное влияние на деятельность предприятия.
При выборе окончательного варианта долгосрочного финансирования необходимо ответить на два вопроса:
2. Лизинг как вид долгосрочного финансирования основных средств.
В рамках этого вопроса мы рассмотрим следующие подвопросы:
Лизинг – это особый вид аренды. Его применение связано с “разделением” функций собственности – отделением владения имуществом от его использования.
Определение лизинга по ЛИЗОРОП:
Лизинговая операция – это операция размещения движимого имущества для предпринимательского применения имущества, специально закупленного лизинговыми фирмами с целью переуступке его фирме и остающегося собственностью лизинговых фирм на весь период лизинговых отношений.
Понятие лизинга появилось в 350 г. до н.э. в работах Аристотеля, который писал, что богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности на имущество.
Слово “лизинг” вошло в употребление в последней трети прошлого века.
В 1877 году телефонная компания “Белл” приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду.
В 1952 году в Сан-Франциско создано первое лизинговое общество. Эти компании взяли на себя труд находить производителя оборудования, которое сдавали в аренду.
За короткое время лизинг превратился в одно из средств финансирования.
В Европе лизинговые фирмы появились в 50-60 годы. Развитию лизинга препятствовала неопределенность статуса лизинговых операций с точки зрения правового и налогового законодательства.
В 70е годы в налоговом законодательстве ряда немецкоязычных стран было осуществлено правовое закрепление статуса.
В РФ лизинг развивается с 1992 года. До этого были специфические формы, такие как сдача в аренду судов, прокат, сдача в аренду врачей, тренеров, игроков и т.п.
В лизинговой сделке участвуют три стороны – лизингодатель, лизингополучатель и гарант. Отдельно выделяется производитель оборудования.
Преимущества лизинга:
В настоящее время существует множество классификаций лизинга. Рассмотрим две из них.
Как правило, это лизинг с полным сроком амортизации. Он основан на формуле – “быстрота и гибкость”.
Преимуществом данного вида лизинга является возможность полного финансирования всех расходов, в том числе и накладных, связанных с операцией приобретения имущества.
Разновидностью финансового лизинга является раздельный лизинг, суть которого состоит в том, что часть операций финансируется лизинговой фирмой, а другая, большая часть, - за счет кредитов банков.
Срок договора лизинга меньше, чем при финансовом; лизинговые платежи не покрывают всей стоимости оборудования. В контракт включаются условия о возможности расторжения договора, при этом одна лизингополучатель обязан заранее (за 1-6 месяцев) предупредить лизингодателя о намерении расторгнуть договор. Сервисный лизинг выгоден для лизингополучателя тем, что он страхуется от морального старения оборудования.
В отличие от финансового сервисный лизинг сопровождается последующими сервисными услугами (консультирование, диагностика, подготовка специалистов).
Одной из первых фирм, внедривших данный вид лизинга, была фирма “Дуглас”, девиз которой – “летать раньше, чем оплачивать стоимость самолета”).
Этот вид лизинга не нашел своего применения в российской практике. Его суть заключается, что фирма, не имея средств для финансирования хозяйственной деятельности, продает себя в аренду лизинговой фирме, а затем может себя выкупить. Этот лизинг напоминает заемную операцию. В период экономического спада эта форма помогает преодолеть фирмам свои проблемы.
Можно выделить следующие преимущества этого вида лизинга:
2.4. Механизм лизинговой сделки.
Лизинговая фирма ищет клиентов, изучает необходимые технические характеристики и предлагает их клиенту, который выбирает конкретное оборудование. Лизинговая фирма заключает договор купли-продажи с производителем данного оборудования. Заключается договор лизинга и передается оборудование лизингоподучателю. Затем лизинговой фирмой осуществляются консультации, обслуживание, контроль качества и прочие сервисные услуги.
Конкретный механизм лизинговой сделки выбирается в зависимости от конкретной фирмы и ее целей.
2.6. Расчет лизинговых платежей.
Рассмотрим методику Чикмаревой (“Лизинговый бизнес”).
S = A + B + Q + R + D, где
S – общая сумма лизинговых платежей за весь период договора;
(A+B+Q) – основа арендного платежа;
A – амортизация;
B – комиссионное вознаграждение лизингодателя;
Q – оплата за финансовые ресурсы;
R – сумма за страховку;
D – прочие затраты по договору.
А = С * Н * Т, где
С – стоимость оборудования;
Н – годовая норма амортизации;
Т – период лизингового договора.
Аi = ∑(C * H / m)i, где
Суммирование идет от 1 до m;
m – количество лизинговых платежей в течение года.
Bi = [A - ∑Ai] * PB / m, где
РВ - *******;
[A - ∑Ai] – остаточная стоимость.
Qi = [K - ∑Ai] * PK / m, где
К – сумма кредита;
РК – величина годовой процентной ставки по привлеченным кредитам.
Sостаточная стоимость = С - ∑Аi, где
Sостаточная стоимость – остаточная стоимость оборудования (для вторичного лизинга).
Примечание: на экзамен достаточно знать первые две формулы и уметь объяснить остальные.
3. Факторинг как разновидность краткосрочного финансирования оборотных средств.
Фактор (англ.) – маклер, посредник.
Факторинговая деятельность – это деятельность специализированных учреждений по взысканию денежных средств с должников своего клиента и управление его долговыми требованиями.
Суть факторинговой операции состоит в следующем: поставщик продает свою продукцию потребителю с отсрочкой платежа; поставщик может передать требование факторинговому отделу банка и получить от него оплату, а факторинговый отдел уже самостоятельно будет взыскивать сумму долга с покупателя продукции.
Факторинг – это своеобразная уступка требований по своим обязательствам.
Существует два вида факторинга:
Клиент (поставщик), продавший счет-фактуру факторинговой компании, получает от нее сумму по этому счету при наступлении срока платежа.
Клиент может потребовать от факторинговой компании немедленной оплаты вне зависимости от сроков платежа за товар. Факторинговая компания берет на себя риск неоплаты товара.
Существуют понятия (их значение посмотреть самостоятельно в учебнике Стояновой, стр. 147-157, первое издание):
Стоимость факторинговых услуг включает в себя:
Факторинг хорош для малых и средних предприятий. Т.к. у них всегда существует проблема с оборотными средствами.
Тормозом в развитии факторинга являются следующие моменты: