Лекции по курсу “Финансовый менеджмент”.

Сысо Татьяна Николаевна

 

Тема 1. Основы финансового менеджмента.

 

  1. Основы финансового менеджмента.
  2. Финансовый анализ в деятельности финансового менеджера.

 

1. Основы финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент – это управление финансовыми ресурсами и отношениями, а также управление движением финансовых ресурсов.

Цели финансового менеджмента:

  1. Обеспечение выживания фирмы в условиях конкуренции.
  2. Избежание банкротства и крупных финансовых неудач.
  3. Лидерство в борьбе с конкурентами.
  4. Максимизация прибыли.
  5. Достижение заданных темпов роста экономического потенциала фирмы.
  6. Увеличение объемов производства и реализации.
  7. Минимизация расходов.
  8. Обеспечение рентабельной деятельности предприятия.

Все цели можно свести к обеспечению финансового благополучия фирмы.

Задачи финансового менеджмента:

  1. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами.
  2. Распределение финансовых ресурсов.
  3. Выбор оптимального соглашения между шансом получения прибыли и риском неудачи.

Принципы финансового менеджмента:

  1. Принцип платежеспособности реализуется через управление денежными средствами.
  2. Принцип сбалансированности рисков.
  3. Принцип приспособления к потребностям рынка.
  4. Принцип предельной рентабельности.

Функции финансового менеджмента:

  1. Анализ.
  2. Планирование.
  3. Планирование инвестиционных проектов и их осуществление.
  4. Определение наиболее оптимальной структуры активов и пассивов баланса.
  5. Принятие решения по выбору источников финансирования, формирование структуры капитала фирмы.
  6. Бюджетирование.
  7. Формирование дивидендной политики.
  8. Управление оборотным капиталом.

Финансовый механизм включает в себя:

  1. Финансовые методы.
    1. Планирование.
    2. Прогнозирование.
    3. Кредитование.
    4. Инвестирование.
    5. Налогообложение.
    6. Система расчетов.
    7. Лизинг.
    8. Факторинг.
    9. Трастовые операции.
    10. Финансирование.
    11. Залог.
    12. И т.д.
  2. Финансовые рычаги.
  3. Это конкретные показатели, параметры, на которые можно воздействовать.

    1. прибыль, доходы.
    2. Амортизационные отчисления.
    3. Финансовые санкции.
    4. Арендная плата.
    5. Дивиденды.
    6. Процентные ставки.
    7. Дисконты.
    8. Инвестиции.
    9. Виды кредитов.
  4. Правовое, нормативное, информационное обеспечение.

Правовое обеспечение – это вся законодательная база. Нормативное обеспечение – это отраслевые рекомендации, различные нормы и нормативы. Информационное обеспечение – это информация о состоянии рынка, финансовые документы и отчетность и т.п.

 

2. Финансовый анализ в деятельности финансового менеджера.

Успех финансового анализа зависит от правильного определения целей, от которых зависит глубина анализа.

Экспресс-диагностика – это построение и анализ взаимосвязей показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия с точки зрения соответствия тактическим целям бизнеса.

Оценка финансовой деятельности - это построение и анализ взаимосвязей показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия с точки зрения соответствия стратегическим целям бизнеса. Это полный анализ.

Результат анализа зависит от качества построения исходных форм и обоснования аналитических выводов.

Сложности в аналитической работе:

Возможности анализа:

  1. Можно оценить состояние предприятия, его финансовое положение с различных точек зрения (банка, инвесторов, акционеров, высшего менеджмента).
  2. Можно оценить степень предпринимательского риска.
  3. Можно оценить достаточность капитала для осуществления текущей деятельности и долгосрочных инвестиций.
  4. Можно оценить способность к наращиванию капитала.
  5. Можно оценить эффективность деятельности предприятия.
  6. Можно оценить рациональность использования заемных и собственных средств.

Принципы проведения анализа:

  1. Недостоверные данные – недостоверные результаты и, следовательно, неверное решение.
  2. Сравнение – один из методов анализа.
  3. Нельзя сравнивать несопоставимые данные.
  4. Надо смотреть взаимосвязь показателей.
  5. Необходимы выводы на основе сделанного анализа.

Этапы анализа:

  1. Сбор и подготовка информации (надо заранее подготовить выходные формы).
  2. Аналитическая обработка.
  3. Интерпретация.
  4. Рекомендации.

В экспресс-анализе важно анализировать весомость и отклонения.

Схема 1.

Логическая цепочка по принятию решения.

 

 

Тема2. Максимизация прибыли или управление затратами.

 

  1. Управление издержками предприятия.
  2. Операционный анализ.
  3. Предельный анализ.
  4. Матрицы финансовой стратегии – самостоятельно.

 

1. Управление издержками предприятия.

Управление затратами – это знание того где, когда и в каких объемах расходуются средства предприятия; это прогноз того где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные ресурсы; это умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов.

Управление издержками – это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.

Преимущества эффективного управления затратами:

Схема 2.

Сравнение эффектов от снижения затрат и от увеличения объема продаж.

 

       

200 руб.

15%

       
       

1133 руб.

85%

150 руб.

15%

200 руб.

20%

850 руб..

85%

800 руб.

80%

   

 

 

Снижение затрат на 5,9%

 

Увеличение объема продаж на 33,3%

 

- прибыль

     
 

- затраты

       

 

Одинаковое увеличение прибыли в абсолютном выражении можно достичь либо за счет повышения объема продаж на 33%, либо за счет снижения затрат всего на 5,9%. Для увеличения объема продаж необходимо, как правило, дополнительное финансирование производства, что в ряде случаев проблематично либо связано с дополнительными затратами. С другой стороны, продажа дополнительного количества произведенной продукции может привести к трудностям сбыта, следовательно появятся дополнительные издержки на реализацию. Снижение затрат на производство единицы продукции дает важное преимущество перед конкурентами, возможность применения низких и гибких цен.

 

Анализ затрат.

Схема 3.

Процесс анализа структуры затрат.

 

Выделяются важные, существенные статьи, т.к. только по ним можно получить существенную экономию.

Правило 80/20: для получения 80% эффекта достаточно проанализировать 20% издержек.

Степень контролируемости статьи может служить тормозом в управлении затратами.

Одновременно с учетом значимых затрат руководству необходимо сосредоточить внимание на тех из них, которые можно постепенно снизить, а также на тех, которые быстро растут и могут достичь высоких значений в ближайшее время.

В целях аналитического и производственного учета издержки следует разделять на 2 основные категории: постоянные и переменные, прямые и косвенные. Классификация затрат на постоянные и переменные используется при проведении анализа точки безубыточности, при операционном анализе и для оптимизации ассортимента выпускаемой продукции. классификация затрат на прямые и косвенные используется при рассмотрении вопроса о факте отнесения затрат на определенный вид продукции или подразделение предприятия и является основой правильного ценообразования.

Классификация затрат.

 

Постоянные затраты

Переменные затраты

Прямые затраты

  1. зарплата основного производственного персонала (при повременной оплате);

2) амортизация станка, участвующего в производстве продукции.

  1. комиссионные торговых агентов;
  2. сырье и материалы;
  3. силовая электроэнергия для производства продукции.

Косвенные затраты

  1. зарплата торговых агентов без комиссии;
  2. амортизация станка по упаковке товара.

1) электроэнергия для станков вспомогательного производства.

 

2. Операционный анализ.

Основные понятия операционного анализа:

  1. Точка безубыточности (мертвая точка, порог рентабельности).
  2. Запас финансовой прочности.
  3. Маржинальный доход (сумма покрытия).
  4. Коэффициент вклада на покрытие.
  5. Операционный рычаг.

Исходное уравнение для операционного анализа: П = В – Зобщ = В – Зперем – Зпост, где

П – прибыль;

В – выручка;

Зобщ – общие затраты;

Зперем – переменные затраты;

Зпост, - постоянные затраты.

Операционный анализ необходим для экспресс-диагностики.

В - Зперем = П + Зпост,

В - Зперем = ВМ (СП), где

ВМ (СП) – валовая маржа или сумма покрытия.

Самым главным в операционном анализе является выявление возможности покрытия постоянных затрат. Главный вопрос операционного анализа – как правильно включить постоянные затраты в цену того или иного товара; является ли данный продукт рентабельным, велики ли постоянные затраты; отказаться ли от производства убыточного продукта.

Объем производства, при котором прибыль равна нулю, называется критическим объемом производства, а точка, в которой это достигается – точкой безубыточности (ТБ) или порогом рентабельности (ПР). точка безубыточности – это стоимостной показатель, а порог рентабельности имеет натуральные единицы измерения.

ТБ = Зпост, / (1 – d), где

d – доля переменных затрат в выручке,

d = Зперем / В.

ПР = Зпост, / (В - Зперем).

ОР – операционный рычаг.

ОР = ВМ / П = (В - Зперем) / П.

Операционный рычаг – это показатель риска производства того или иного вида продукта. Чем больше величина операционного рычага, тем рискованнее производство.

Операционный рычаг показывает насколько изменится прибыль, если выручка будет изменяться на 1%.

ЗФП – запас финансовой прочности.

ЗФП = В – ТБ.

Запас финансовой прочности показывает насколько далеко выручка находится от точки безубыточности.

kЗФПкоэффициент запаса финансовой прочности.

kЗФП = ЗФП / В = (В – ТБ) / В.

Чем больше значение запаса финансовой прочности и коэффициента финансовой прочности, тем лучше для предприятия.

kСПкоэффициент вклада на покрытие (коэффициент суммы покрытия).

kСП = СП / В = (П + Зпост) / В.

 

Затраты

Выручка

Цена

       

Выручка

     
           

Общие

 
           

затраты

 
                   
                   
                   
                   
                   


                 
                   
                   
 

Зпост

               

               
                   
                   
 

О

 

Qкритич

   

Q

Объем продаж

                 
   

Релевантный диапазон

   

 

График построен при условия, что объем продаж находится в релевантном диапазоне, т.е. в диапазоне, когда постоянные затраты не изменяются.

Точке пересечения общих затрат и выручки соответствует критический объем производства.

 

Показатели для операционного анализа по западному и по отечественному вариантам различны. В западных документах бухгалтерской отчетности уже имеется показатель суммы покрытия, который находится во второй форме.

 

Западный вариант

Отечественный вариант

В - Зперем = ВМ (СП), (валовой доход)

В (валовой доход) – Зобщ = прибыль от реализации

ВМ – административные, коммерческие расходы = прибыль до уплаты процентов за кредит

Прибыль от реализации ± прибыль от внереализационных операций ± прибыль от реализации имущества = прибыль от финансово-хозяйственной деятельности

Прибыль до уплаты процентов за кредит – дивиденды и проценты = налогооблагаемая прибыль

Налогооблагаемая прибыль – налог на прибыль = прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль)

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности – налог на прибыль = чистая прибыль

 

На уровне формы №2 в РФ нет разделения затрат на постоянные и переменные, следовательно по документам бухгалтерской отчетности не возможно провести операционный анализ.

Анализ безубыточности (оценка риска производства) может быть отражен в следующей таблице (см. таблицу1).

 

Таблица 1.

продукт

Перем. затраты

Пост. затраты

Выручка

Общая прибыль

рентабельность

Сумма покрытия

Коэффициент СП

Точка безубыточности

Коэффициент ЗФП

Операционный рычаг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

       

4-(2+3)

5/(2+3)

4-2=5+3

7/4

3/(1-2/4)

(4-9)/4

7/5

1

120942

203801

255000

-69743

-21,5%

134058

0,53

387663

-

-1,92

2

254484

203801

262500

-195785

-42,7%

8016

0,03

6673788

-

-0,04

3

2945600

3890952

630000

-536552

-7,9%

3354400

0,53

7307715

-

-6,25

 

Все три продукта убыточны. Порог рентабельности не пройден и, следовательно, нет запаса финансовой прочности.

Убыточные продукты, имеющие относительно высокий коэффициент суммы покрытия перспективны для наращивания объемов.

 

3. Предельный анализ.

Предельный анализ оперирует следующими понятиями:

Необходимо рассчитать объем производства, при котором прибыль будет максимальна, и верхнюю границу объема продаж, при котором производство становится не выгодным.

В основе данного анализа лежат расчеты по изменению спроса и предложения.

Таблица 2.

Определение объема и цены реализации в условиях конкуренции.

Количество продукции

цена

Валовой доход

Постоянные затраты

Переменные затраты

Валовые издержки

Средние издержки на единицу

Средние переменные затраты

Средние постоянные затраты

Предельные издержки

Предельный доход

Предельная прибыль

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

   

1*2

   

4+5

6/1

         
                 

256

n-n-1

 

0

144

0

256

0

256

-

-

-

0

0

-256

1

134

134

256

64

320

320

64

256

64

134

-186

2

124

248

256

84

340

170

42

128

20

114

-92

3

114

342

256

99

355

118

33

85,3

15

94

-13

4

104

416

256

112

368

92

28

64

13

74

48

5

94

470

256

125

381

76,2

25

51,2

13

54

89

6

84

504

256

144

400

66,7

24

42,7

19

34

104

7

74

518

256

175

431

61,6

25

36,6

31

24

87

8

64

512

256

224

480

60

28

32

49

14

32

9

54

484

256

297

553

61,4

33

28,4

73

-6

-67

10

44

440

256

400

656

65,6

40

25,6

103

-26

-216

                 

В6=320-256=64

В3

 

 

 

См. график 2.

Точка пересечения спроса и средних затрат – точка безубыточности. Точка пересечения спроса, средних затрат и предельных затрат – целесообразный предел объема продаж. Точка пересечения предельного дохода и предельных затрат – оптимальный объем продаж.

Предельный анализ используется для оптимизации объема продаж с целью минимизации затрат и максимизации прибыли. Он дает понятие минимального, максимального и оптимального объемов продаж. В его основе находятся показатели изменения спроса в зависимости от цены продукции.

 

 

График 2.

Рассмотрим кривую спроса, которая выражается линейной функцией.

Р = а0 + а1 * Q, где Q – объем продаж в натуральных единицах измерения.

П = V – С, где V – объем продаж в стоимостных единицах измерения;

С – затраты.

V = Q * P = Q * (a0 + a1 * Q)

С = b0 + b1 * Q, где b0 – постоянные затраты;

b1доля переменных затрат на единицу продукции.

П = V – C = Q * (a0 + a1 * Q) - b0 - b1 * Q = a0 * Q + a1 * Q2 – b0 – b1 *Q

Если прибыль равна своему максимальному значению, то производная ее функции равна нулю, т.е. в точке экстремума зависимости операционной прибыли dП / dQ = 0.

dП / dQ = 2 * a1 * Q + a0 – b1 = 0

2 * a1 * Q = b1 - a0

Qопт = (b1 – a0) / (2 * a1)

Pопт = а0 + а1 * Qопт = а0 + (b1 – a0) / (2 * a1) = a0 + b1 / 2 – a0 / 2 = (a0 + b1) / 2

График 3.

 

Объем продаж, при котором вклад на покрытие максимален является оптимальным, а соответствующая ему цена по кривой спроса – соответственно оптимальной ценой.

Главная задача – это построение функции спроса методом интрополяции. Функция строится по данным менеджеров продаж.

Для каждого из товаров с учетом существующего уровня прямых издержек определяем оптимальные цену и объем продаж, обеспечивающих максимальный вклад на покрытие.

Предельный анализ позволяет решить проблему конкурентоспособности за счет правильного ценообразования и правильно распределять свои денежные потоки за счет правильного формирования цены.

 

Принятие решения по вопросу: покупать или продавать.

Факторы, влияющие на принятие решения:

  1. Наличие необходимых ресурсов, в т.ч. обученного персонала.
  2. Наличие нескольких поставщиков.
  3. Возможность использования в производстве материалов-заменителей, аналогов.
  4. Заинтересованность работающих в стабильности деятельности предприятия и влияние принятого решения на эту стабильность.
  5. Заинтересованность в развитии НИОКР.
  6. Необходимость охраны секретов фирмы.
  7. Возможность финансирования разработки новых продуктов.
  8. Необходимость контроля времени выполнения заказа на поставку сырья и материалов.
  9. Необходимость контроля качества и надежности продукта.
  10. Воздействие на степень гибкости производства.

Методика расчета для принятия решения:

  1. Определяем прогнозируемый объем реализации на основе прошлых продаж.
  2.  

    Фактический объем продаж

    Частота

    Вероятность

    Прогнозируемый объем продаж

    10000

    1

    0,09

    900

    20000

    1

    0,09

    1800

    30000

    4

    0,33

    ...

    40000

    2

    ...

    ...

    50000

    3

    0,25

    ...

    60000

    1

    0,09

    ...

    Всего

    12 мес.

    1,00

    ...

     

  3. А) калькулируем затраты на единицу продукции по элементам затрат. Распределяем затраты на постоянные и переменные.
  4. Б) из полных затрат вычитаем общехозяйственные расходы, т.к. они будут иметь место независимо от того, будем ли мы производить или покупать на стороне.

  5. Рассчитываем общие затраты при производстве и покупке продукта.
  6. А) При производстве Зобщ = Зперем * Q + Зцех * Q

    Б) При покупке Зобщ = Р *Q

  7. Рассчитать объем, при котором ожидаемые общие затраты при производстве и покупке будут равны (графическим способом или методом подбора).

Qн – объем, при котором Зпокупки = Зпроизв.

Если объем реализации меньше Qн, то предприятию выгоднее покупать, и наоборот.

Рассмотрим пример. Цена покупного двигателя 110000 руб. Наиболее вероятный объем продаж 31500 шт. Автомобилей. Переменные затраты – 2942100000 руб. Переменные затраты на единицу продукции – 93400 руб. Постоянные затраты – 837900000 руб.

Сразу переходим к пункту 2а.

 

 

 

 

Затраты на единицу

Постоянные затраты

Переменные затраты

  1. Материалы

50000

 

50000

2. Зарплата

18000

 

18000

3. Электроэнергия

20000

 

20000

4. Общепроизводственные расходы

 

19000

 

14250

 

4750

5. Общехозяйственные расходы

 

13000

 

12350

 

650

Всего

120000

26600

93400

 

Переходим к пункту 2б. Зобщ = Зобщ – 12350 = 107650

Переходим к пункту 3. Зпроизв = 93400 * 31500 + 14250 * 31500 = 3390975000

Зпокупки = 110000 * 31500 = 3465000000

Переходим к пункту 4. Графическим способом находим, что при производстве 27041 шт. Двигателей затраты на приобретение и производство двигателей равны. Таким образом, поскольку наиболее вероятный объем продаж по условию равен 31500 шт., предприятию выгоднее производить двигатели самому, чем покупать их на стороне.

 

Тема 3. Управление оборотным капиталом.

 

  1. Понятие и анализ оборотного капитала. (оставлен на самостоятельное изучение)
  2. Политика предприятия в области оборотного капитала. (оставлен на самостоятельное изучение)
  3. Стратегия финансирования оборотных средств. (оставлен на самостоятельное изучение)
  4. Управление денежными средствами.
  5. Управление дебиторской задолженностью.
  6. Управление запасами.

 

1. Понятие и анализ оборотного капитала.

Анализ оборотных средств позволяет:

Одним из критериев использования оборотных средств является их величина, которая зависит от оборачиваемости текущих активов и от структуры оборотных средств.

Структура оборотных средств зависит от совокупности факторов:

  1. Вид деятельности.
  2. Объем деятельности (производства).
  3. Финансовая стратегия.
  4. Региональные особенности.
  5. Сезонность.
  6. Формы расчетов.
  7. Условия договоров с поставщиками и покупателями.

Исходя из всего вышеперечисленного, ясно, что предприятие должно учитывать и определять свою оптимальную структуру баланса.

Величина и структура оборотных средств предприятия должна соответствовать потребностям предприятия, которые определяются в бюджете. Они должны быть минимальными, но достаточными для успешной и бесперебойной работы.

Доля СОС в текущих активах – одна из характеристик финансовой устойчивости предприятия. Показателем эффективности использования оборотных средств является рентабельность текущих активов, которая определяется как отношение прибыли от реализации за период к средним текущим активом за этот период.

RТА = ПР / ТАСР = RПродаж * kОборачиваемости ТА = (ПР / ВР) * (ВР / ТАСР)

  1. Политика предприятия в области оборотного капитала.

С точки зрения политики управления оборотным капиталом важным вопросом является риск. Различают два вида риска:

  1. Недостаток оборотного капитала.

Существуют следующие проявления в практике расходов и рисков, связанных с недостатком оборотных средств:

  1. Излишек оборотного капитала.

Необходимо найти “золотую середину”. Одна из задач финансового менеджера – формирование оптимальной структуры оборотных средств.

Политика управления оборотным капиталом заключается в балансировании между риском и ликвидностью.

 

4. Управление денежными средствами.

В рамках этого вопроса рассмотрим следующие подвопросы:

    1. Расчет финансового цикла.
    2. Анализ движения денежных потоков.
    3. Планирование денежных потоков.
    4. Определение оптимальной величины денежных средств на расчетном счете.

 

    1. Расчет финансового цикла.

 

Графики операционного и финансового циклов.

 

Поступление

сырья

Продажа

Получение

ден. средств на р/счет

 

Производственный цикл (период оборота запасов)

Время оборота дебиторской задолженности

 
 

Период оборота кредиторской задолженности

     
 

Операционный цикл

 
   

Финансовый цикл

 

 

Операционный цикл = Производственный цикл + Время оборота дебиторской задолженности. Операционный цикл может быть меньше производственного цикла, если была предоплата.

Финансовый цикл характеризует потребность в оборотных средствах во временном измерении. Зная среднедневную потребность в оборотных средствах и продолжительность финансового цикла, можно рассчитать общую потребность в оборотных средствах.

Факторы, влияющие на продолжительность операционного цикла:

  1. ускорение производственного цикла;
  2. снижение периода оборота готовой продукции и незавершенного производства;
  3. ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности.

На продолжительность финансового цикла, кроме всех вышеназванных факторов, влияет также “растяжка” кредиторской задолженности.

ФЦ = ОЦ – ТоКЗ = ТоЗ + ТоДЗ - ТоКЗ, где

ФЦ – финансовый цикл;

ОЦ – операционный цикл;

ТоКЗ – время оборота кредиторской задолженности;

ТоДЗ – время оборота дебиторской задолженности;

ТоЗ – время оборота запасов.

ТоЗ = (ЗСР / Затраты на производство) * Д, где

Д – количество дней в анализируемом периоде.

ТоДЗ = (ДЗСР / Затраты) * Д

ТоКЗ = (КЗСР / Затраты) * Д

 

 

Производственный цикл

ТоДЗ

 

1).

ТоКЗ

       
   

Финансовый цикл

 
           

2).

Авансы выданные

 

 

ТоДЗ

Наихудший вариант

Финансовый цикл

 
           

3).

 

ТоКЗ

 

Авансы полученные

 

Наилучший вариант

   

ФЦ

     
           

4).

Авансы выданные

   

Авансы полученные

   

Финансовый цикл

       
           

 

    1. Анализ движения денежных потоков.

В данном вопросе используются три показателя:

  1. Выручка от реализации – это учетный доход от реализации продукции или услуг за данный период, отражающий как денежные, так и неденежные формы доходов.
  2. Прибыль – это разность между учетными доходами от реализации и начисленными расходами на них.
  3. Поток денежных средств – это разность между всеми полученными и выплаченными денежными средствами за определенный период.

Различия между суммой полученной прибыли и величиной денежных средств:

В условиях инфляции и кризиса неплатежей управление денежными потоками является наиболее актуальной задачей в управлении финансами.

Основная задача денежных потоков – выявление причин недостатка (избытка) денежных средств, определение источников их поступлений и направлений использования.

Для определения потоков денежных средств используется два метода:

  1. Прямой метод.
  2. Основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия (см. Главную книгу). Основной показатель для расчета – выручка. Данный метод позволяет показать основные источники притока денежных средств и направления оттока. Он дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств по текущим платежам и устанавливает взаимосвязь между реализацией и денежной выручкой за отчетный период.

  3. Косвенный метод.

Основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах. Основной показатель – прибыль. Данный метод позволяет показать взаимосвязь между различными видами деятельности предприятия и устанавливает взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период.

Основным документом для анализа денежных потоков является отчет о движении денежных средств, с помощью которого можно контролировать текущую платежеспособность предприятия, принимать оперативные решения по управлению денежными средствами и объяснять расхождения между финансовым результатом и изменением денежных средств.

При анализе потоки денежных средств рассматриваются по трем видам деятельности: основная, инвестиционная и финансовая.

 

Прямой метод

Косвенный метод

Остаток денежных средств на начало анализируемого периода

 

50

51

52

Пр

Σ

1. Основная деятельность

1. Основная деятельность

         

Чистая прибыль

Приток

         

- Использование прибыли

    • Поступления от реализации продукции (работ, услуг) (сч.62)
         

+ Амортизация

- Изменение суммы текущих активов

    • Суммы дебиторской задолженности
    • Авансы, полученные от покупателей (сч.64)
         
    • Суммы запасов
    • Прочего
    • Расчеты с подотчетными лицами (сч.71)
         

(увеличение сумма текущих активов означает уменьшение денежных средств, и наоборот)

    • Прочие поступления (сч.67, 68, 69, 70, 80, 81)
         

+ Изменение суммы текущих обязательств (без учета банковских кредитов)

Итого приток:

         
    • Суммы кредиторской задолженности

Расход

         
    • Прочих текущих обязательств
    • Оплата за сырье и материалы (сч.60)
         

(увеличение суммы текущих обязательств означает увеличение денежных средств, и наоборот)

    • Зарплата рабочих и служащих (сч.70)
         

Результат по основной деятельности

2. инвестиционная деятельность

    • Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды (сч.68, 67)
         

- Изменение суммы долгосрочных активов

    • Основных средств
    • Прочие расходы (сч.20, 23, 25, 26, 71, 80, 81)
         
    • Незавершенных капитальных вложений
    • Долгосрочных финансовых вложений

Итого расход:

         
    • Прочих внеоборотных активов

Результат по основной деятельности:

         

(увеличение суммы долгосрочных активов означает уменьшение денежных средств за счет

2. Инвестиционная деятельность

         

инвестирования в эти долгосрочные активы,

и наоборот)

Приток

         

Результат от инвестиц. деятельности

    • Реализация долгосрочных активов (сч.08, 47, 48)
         

3. Финансовая деятельность

+ Изменение суммы кредитов и займов (долгосрочных и краткосрочных)

Отток

         

(увеличение задолженности указывает на

    • Долгосрочные вложения и инвестиции (сч.04, 06, 08, 58)
         

увеличение денежных средств за счет

привлечения кредита, и наоборот)

+ Изменение величины собственных

Результат по инвестиционной деятельности:

         

Средств

    • Уставного капитала

3. Финансовая деятельность

         
    • Целевых поступлений

Приток

         

(увеличение величины собственных средств

    • Поступления кредитов и займов (сч.90, 92, 94, 95)
         

за счет дополнительного выпуска акций означает увеличение денежных средств, и наоборот,

    • Эмиссия акций или формирование уставного капитала (сч.75)
         

выплата дивидендов и выкуп акций означает уменьшение денежных средств)

Итого приток:

         

Результат по финанс. деятельности

Отток

         

Суммарное изменение денежных средств (сальдо должно быть равно изменению денежных средств между двумя отчетными периодами)

    • Возврат кредитов и займов (сч.90, 92, 94, 95)
         
    • Выкуп акций или выплата дивидендов (сч.75)
         

Итого расход:

         

Результат по финансовой деятельности:

         

Совокупный денежный поток по всем видам деятельности (чистый денежный поток)

         

Остаток денежных средств на конец периода (= остаток денежных средств на начало периода + чистый денежный поток)

         

Остаток денежных средств на конец периода (= остаток денежных средств на начало периода + суммарное изменение денежных средств)

 

Схема движения денежных средств.

 

+

 

+ амортизация

         
 

+ чистая

прибыль

             
   

+ увеличение кредиторской задолженности

Остаток ден. средств

на конец периода

 

Остаток ден. средств

     
             
             
               
               
     

  • уменьшение

текущих активов

       
           
       

- уменьшение

долгосрочных активов

     
           

-

       

- отвлечение денежных средств на соц. сферу

 

 

По результатам анализа денежных потоков можно сделать заключения по следующим вопросам:

  1. В каком объеме и из каких источников получены денежные средства и каковы направления их расходования.
  2. Способно ли предприятие в результате своей текущей деятельности обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами и насколько стабильно это превышение.
  3. В состоянии ли предприятие расплачиваться по текущим обязательствам.
  4. Достаточно ли у предприятия полученной прибыли для удовлетворения его текущей потребности в денежных средствах.
  5. Достаточно ли собственных средств у предприятия для инвестиционной деятельности.
  6. Чем объясняется разница между величиной полученной прибыли и объемом денежных средств.

 

4.3. Планирование денежных потоков. Кассовый бюджет.

Для планирования денежных потоков используется прямой метод анализа.

Цель планирования денежных средств – расчет необходимого их объема и определение моментов времени, когда у предприятия ожидается недостаток или избыток денежных средств, для того, чтобы избежать кризисных явлений и рационально использовать денежные средства.

Кассовый бюджет (план денежных поступлений) – это подробная смета ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период, включающая как конкретные статьи поступлений и выплат, так и их временные характеристики.

Кассовый бюджет является составной частью основного бюджета предприятия и использует данные бюджетов продаж, закупок, затрат на оплату труда и др.

Достоверность данных кассового бюджета зависит от субъективных оценок, точности прогноза продаж, точности оценки периода инкассации дебиторской задолженности, что необходимо при использовании бюджета.

Кассовый бюджет позволяет:

Схема 4.

Основные документы, необходимые для составления кассового бюджета.

 

Факторы, учитываемые при подготовке кассового бюджета:

 

Прогноз поступления денежных средств от продаж

Месяцы продаж

1

2

3

4

5

6

Объем продаж

2725

2934

3048

3628

3991

4390

Поступления денежных средств от продаж каждого месяца

1

818

1363

409

     

2

 

880

1467

440

   

3

   

914

1524

457

 

4

     

1088

1814

544

5

       

1197

1996

6

         

1317

Сумма задолженности прошлого периода к погашению в текущем периоде

2300

700

       

Всего поступлений

3118

2943

2790

3052

3468

3857

Примечание: 30% продаж оплачивается в том же месяце (т.е. по факту); 50% и 15% в последующих месяцах соответственно; 5% представляют безнадежные долги.

Порядок инкассирования дебиторской задолженности:

1). 2725*0,30 = 818;

2). 2725*0,50 = 1363;

3). 2725*0,15 = 409.

 

Инкассация задолженности.

Инкассация задолженности – это процесс получения денежных средств за реализованную продукцию.

Коэффициенты инкассации позволяют определить когда и в какой сумме ожидается поступление денежных средств от продажи соответствующего периода.

Определить значение коэффициентов инкассации можно на основе анализа денежных поступлений прошлых периодов.

На основе ожидаемого объема продаж и рассчитанных коэффициентов инкассации составляется график ожидаемых поступлений денежных средств.

 

Отгруженная продукция

     

 

Безнадежная задолженность

 

 

Дебиторская задолженность

         

5%

 
         

15%

 
   

 

 

 

   

50%

Поступления за отгруженную продукцию

 

 

 

     

30%

 

Январь (0-30)

Февраль (30-60)

Март (60-90)

Апрель (90-120)

   

 

Коэффициенты инкассации выражают процент ожидаемых поступлений от продаж в соответствующем интервале времени. Коэффициент инкассации равен отношению изменения дебиторской задолженности в интервале i к объему продажи месяца j, где j – месяц отгрузки (в рассмотренном примере это январь), i – период получения денег отгрузки j-го месяца (в рассмотренном примере это январь, февраль, март).

Рассчитываются средние коэффициенты инкассации.

 

Расчет коэффициентов инкассации

 

Наименование статьи расчета

Месяц

Среднее значение

1

2

3

4

5

6

1. Отгрузка текущего месяца (млн.руб.)

2042

2559

         

2. поступление денежных средств в текущем месяце (млн.руб.)

2141

           

Реестр старения дебиторской задолженности

3. Остаток дебиторской задолженности на конец текущего месяца

 

2630

 

3146

 

3611

       

В т.ч.:

От 0 до 30 дней

1485

1615

1699

       

От 30 до 60 дней

307

394

617

       

От 60 до 90 дней

186

206

184

       

Более 90 дней

652

931

1111

       

Расчет коэффициентов инкассирования

4. Оплачено в текущем месяце (млн.руб.)

557

           

%

27,3%

         

*

5. Оплачено в течение 30 дней (млн.руб.)

1091

           

%

53,4%

         

*

6. Оплачено в течение 60 дней (млн.руб)

210

           

%

10,3%

         

*

7. Остаток, не оплаченный в течение 60 дней (млн.руб.)

 

184

           

%

9%

*

Примечание: порядок расчета: 2042-1485 = 557 1485-394 = 1091

394-184 = 210 557/2042 = 27,3%

 

Прогноз расходования денежных средств

 

Показатели

 

Итого за 6 мес.

1

2

3

4

5

6

Сумма затрат на закупку материалов

1260

1304

         

Выпоаты по закупкам каждого месяца

1

630

630

         

2

 

652

652

       

3

             

4

             

5

             

6

             

Сумма задолженности прошлого периода к погашению в текущем периоде

 

700

           

Итого выплаты за материалы

1330

1282

         

Сумма затрат на оплату труда

             

Выпоаты по закупкам каждого месяца

1

             

2

             

3

             

4

             

5

             

6

             

Сумма задолженности прошлого периода к погашению в текущем периоде

             

Итого выплаты по зарплате

             

Примечание: Согласно договоров 50% приобретенных материалов оплачиваются в том же месяце, остальные 50% - в следующем. В таком же соотношении планируется выплачивать заработную плату персоналу.

Порядок расчета: 1260*0,50 = 630 630+700 = 1330

1304*0,50 = 652 630+652 = 1282

 

Платежный календарь

 

Название операции

Число месяца

Итого за месяц

1

2

3

...

  1. Остаток денежных средств на начало периода
  2. В т.ч.: на р/счете

    в кассе

         
  • Поступления денежных средств
    • от реализации текущего месяца
    • от предыдущих периодов
    • предоплата покупателей
    • кредиты банков
    • прочие

    Итого поступлений

             
    1. Выплаты
    • материалы
    • заработная плата
    • платежи в бюджет и внебюджетные фонды
    • прочие
    • погашение кредитов
    • погашение процентов

    Итого выплат

             

    4. Остаток денежных средств на конец периода

             

     

    Платежный календарь – часть системы управленческой отчетности. По этой форме составляется отчет за прошлый месяц и плановые показатели за предыдущий период. Ведение платежного календаря позволяет синхронизировать поступления и выплаты денежных средств и обеспечить соблюдение приоритетности платежей.

     

    Дефицит денежных средств.

    Последствия дефицита:

    Причины дефицита денежных средств:

    1. Внутренние.
      1. Падение объема продаж.
      1. Недостатки в системе управления финансами.
    1. Внешние.
      1. Кризис неплатежей.
      2. Неденежные формы расчетов.
      3. Конкуренция.
      4. Рост цен на энергоносители.
      5. Давление налогового законодательства.
      6. Давление инфляции.
      7. Высокая стоимость заемных средств.

     

    Меры по увеличению потока денежных средств

     

     

    Увеличение притока

    Уменьшение оттока

    Краткосрочные меры

    1. Продажа или сдача в аренду внеоборотных активов.
    2. Рационализация ассортимента продукции.
    3. Реструктуризация дебиторской задолженности в финансовые инструменты.
    4. Использование частичной предоплаты.
    5. Привлечение внешних источников краткосрочного финансирования.
    6. Разработка системы скидок для покупателей.
    1. Снижение затрат.
    2. Отсрочка платежей по обязательствам.
    3. Использование скидок по поставщиков.
    4. Пересмотр программы инвестиций.
    5. Налоговое планирование.
    6. Вексельные расчеты и взаимозачеты.

    Долгосрочные меры

    1. Дополнительная эмиссия акций и облигаций.
    2. Реструктуризация компании.
    3. Ликвидация либо выделение бизнес – единицы.
    4. Поиск стратегических партнеров.
    5. Поиск потенциальных инвесторов.
    1. Долгосрочные контракты, предусматривающие скидки либо отсрочки платежей.
    2. Налоговое планирование.

     

    Источники финансирования, стимулирующие приток денежных средств:

    1. торговые кредиты;
    2. толлинг (давальческое сырье);
    3. кредиты банков;
    4. ценные бумаги, векселя;
    5. факторинг (продажа дебиторской задолженности);
    6. краткосрочная аренда.

    Принимая решение о выборе источников финансирования, руководство должно оценить альтернативную стоимость привлекаемых средств.

    Избыток свободных денежных средств свидетельствует о том, что предприятие терпит убытки, связанные с:

    Инвестиции могут быть направлены в:

     

     

     

    Неденежные формы расчетов.

    Бартерные операции и взаимозачеты позволяют в условиях кризиса неплатежей осуществлять расчеты между предприятиями.

    Бартер – это прямой товарообмен между участниками сделки без использования денежных средств.

    Взаимозачет – это процедура погашения взаимных обязательств, исключающая реальное движение денег в пределах равных сумм задолженностей.

    Оценка потенциальных выгод и потерь от бартерных сделок:

    1. Выгоды:
    1. Потери:

    Оценка эффективности бартерной сделки. Механизм расчета.

    1. Определение величины и момента поступления и расходования денежных средств.
    2. Выбор ставки дисконтирования (нормы доходности, по которой определяется эффективность сделки).
    3. Определение текущей стоимости будущих денежных потоков.

    ТС = ∑ (поступления – расходы за период t) / (1 + r) t , где

    суммирование идет по t от 0 до n;

    t – период возникновения расходов и поступлений;

    n – число временных интервалов;

    r – ставка дисконтирования.

    Если рассчитывается текущая стоимость будущих денежных потоков от инвестиций, то в качестве r рекомендуется брать ставку по депозитам; если бартерной сделки – то показатель инфляции.

    Сделка является эффективной, если текущая стоимость больше нуля, и наоборот, не эффективна – если меньше нуля.

    Рассмотрим пример:

    Завод “Ангара” производит резиновые втулки. Ему пришло предложение от завода “Автошина” поменять партию втулок на автомобильные камеры. При этом предполагается, что часть прибыли от сделки завод “Ангара” получит за счет бартера, а другую часть – от перепродажи камер по более высокой цене.

     

     

    Формирование финансовых результатов по бартерной сделке, млн.руб.

     

    Показатели

    Этапы бартерной сделки

    Общий результат по сделке

    Обмен втулок

    Перепродажа камер

    1. Выручка от реализации

    91

    100

    100

    2. Себестоимость

    (80)

    (91)

    (80)

    3. Расходы на перепродажу

    0

    (5)

    (5)

    4. Прибыль

    11

    4

    15

    5. Налог на прибыль (35%)

    (3,85)

    (1,4)

    (5,25)

    6. Чистая прибыль

    7,15

    2,6

    9,75

     

    Бартер: реальный поток денежных средств.

    Бартерная сделка – втулки – камеры – деньги.

     

    Поступления денежных

    Производство

    Отгрузка втулок

    Перепродажа камер

    Получение денег

     

    средств

    Затраты на производство втулок

    Налог на прибыль

    Затраты на перепродажу и налог на прибыль

       

    100

       

    3,9

           

    Время

    5

             

    6,4

             

    80

             

    Отток

    денежных средств

    январь

    февраль

    март

    апрель

     

     

    Расчет эффективности сделки с учетом временного фактора, млн.руб.

     

    Денежные потоки в течение бартерной сделки

    Результат без учета временного фактора

    Период выплаты денег

    Коэффициент дисконтирования

    Результат с учетом временного фактора

    Ставка дисконтирования r = 5% (месячный индекс инфляции)

    1. Выручка от реализации

    100

    n = 3 (апр)

    0,864

    86,40

    2. Себестоимость

    (80)

    n = 0

    1,000

    (80)

    3. Расходы на перепродажу

    (5)

    n = 2 (март)

    0,907

    (4,54)

    4. Налог на прибыль (при обмене)

    (3,85)

    n = 1 (фев)

    0,952

    (3,67)

    5. Налог на прибыль (при перепродаже)

    (1,4)

    n = 2 (март)

    0,907

    (1,27)

    6. Чистая прибыль (текущая стоимость)

    9,75

       

    -3,07

     

    5. Управление дебиторской задолженностью.

    Управление дебиторской задолженностью тесно связано с управлением денежными средствами и запасами готовой продукции.

    Функции, которые должен выполнять финансовый менеджер по управлению дебиторской задолженностью:

    1. Определение политики предоставления товарного кредита и инкассации дебиторской задолженности покупателей.
    2. Анализ и ранжирование показателей в зависимости от объема покупок, кредитных историй и условий оплаты.
    3. Контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности.
    4. Прогноз объемов поступлений денежных средств и определение приемов ускорения расчетов с покупателями.

    Конкретные приемы по управлению дебиторской задолженностью включают:

    1. Применение АВС метода контроля дебиторской задолженности (дебиторская задолженность ранжируется и анализируется по аналогии с АВС методом контроля за запасами).
    2. Анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров.
    3. Оценка реальной стоимости дебиторской задолженности с учетом временного фактора.
    4. Учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности.
    5. Уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов.
    6. Определение соотношения дебиторской и кредиторской задолженности.
    7. Определение размеров скидок при досрочной оплате.
    8. Оценка возможностей факторинга.

    Большую роль играет правильное заключение договоров с покупателями и поставщиками. С целью максимизации притока денежных средств предприятию необходимо использовать договора с гибкими условиями, сроками и формами оплаты.

    Формы оплаты:

    Гибкое ценообразование используется в договорах для защиты предприятия от инфляционных убытков. Гибкие цены могут быть привязаны к доллару, к общему индексу инфляции, к индексу инфляции на конкретную продукцию. Гибкие цены могут учитывать фактический срок оплаты и прибыль от альтернативных вложений.

    Налоговый кодекс ужесточил санкции за ошибки в расчетах. Предприятия должны продавать свою продукцию по цене не ниже рыночной (раньше было не ниже себестоимости).

    Стратегия заключения договоров:

    1. Желательно, чтобы договора были гибкими.
    2. Если невозможна полная предоплата, то надо включать частичную предоплату в договоре.
    3. Надо оценивать влияние скидок на финансовые результаты.
    4. Надо устанавливать вознаграждение персоналу отдела сбыта в зависимости от эффективности мер по продажам и получению платежей.
    5. Предложение скидок оправдано в тех случаях, когда оно ведет к увеличению объемов продаж и прибыли.
    6. В тех случаях, когда скидки снижают финансовые результаты предприятия, но одновременно предприятие испытывает недостаток денежных средств, надо предоставлять скидки, даже если финансовый результат отрицательным. В данной ситуации назначение скидок – это приток денежных средств.
    7. При прочих равных условиях скидкам за предоплату должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просрочку платежей.

    Влияние инфляции и учет альтернативных вложений на размер скидки.

    Существуют два вида скидок:

    1. Скидки на продукцию предприятия.
    2. Скидки на сырье для предприятия.

    Рассмотрим на примере первый вид скидок.

    Оценить возможность предоставления скидки при досрочной оплате. Предприятие вынуждено компенсировать увеличение дебиторской задолженности за счет кредитов банка.

     

    Показатели

    Вариант со скидкой

    Вариант без скидки

    1. Условия

    Предоплата и скидка 10%

    Отсрочка 30 дней

    2. Индекс цен (при инфляции в 3%)

    -

    1,03

    3. Коэффициент падения покупательной способности денег

    -

    1 / 1,03 = 0,971

    4. Потери от инфляции на 1 тыс. руб.

    -

    1000 – 1000 *

    * 0,971 = 29 руб.

    5. Потери от предоставления скидки с 1 тыс. руб.

    1000 * 0,1 = 100 руб.

    -

    6. Общий результат от скидки и инфляции с 1 тыс. руб.

    100 руб.

    29 руб.

    7. Оплата процентов банковского кредита (36%)

    -

    1000 * 0,36 / 12 =

    = 30 руб.

    8. Доход от альтернативных вложений (при рентабельности 10% в месяц с учетом инфляции)

    900 * 0,1 * 0,971 =

    = 87,39 руб.

    -

    9. Результат от предоставления скидки, потерь от инфляции и выгоды от альтернативных вложений от 1 тыс. руб.

    100 – 87,39 =

    = 12,61 руб.

    29 + 30 = 59 руб.

     

    Потери при предоставлении скидки меньше, чем при отсрочке в 30 дней, следовательно, скидка выгодна для предприятия.

    Рассмотрим на примере второй вид скидок.

     

    Показатели

    Скидка 5%

    Без скидки

    1. Момент оплаты

    При отгрузке

    Через 45 дней

    2. Оплата за сырье на 1 тыс. руб.

    950 руб.

    1000 руб.

    3. Расходы по выплате процентов (123%)

    950 * 1,23 * 45 / 360 =

    = 146 руб.

    -

    4. Итого расходов

    950 + 146 = 1096 руб.

    1000 руб.

     

    Скидка в 5% предприятию не выгодна. Минимальный допустимый размер скидки равен 123% * 45 / 360 = 15% (для оплаты при отгрузке), что составляет 1000 * 15% = 150 руб. с 1 –тыс. руб.

     

    1. Управление запасами.
    2. В рамках этого вопроса мы рассмотрим следующие подвопросы:

      1. Финансовые аспекты управления запасами.
      2. АВС метод контроля запасов.
      3. Определение оптимального размера заказа.

     

      1. Финансовые аспекты управления запасами.

    Существуют следующие виды запасов:

    Менеджер должен знать способы управления запасами и оптимизировать расходы.

    Виды затрат, связанные с запасами:

    1. Стоимость запаса (сырья и материалов), т.е. стоимость предмета закупки. Она зависит от размера партии (чем она больше, тем больше скидка, тем меньше цена на одну партию).
    2. Издержки на оформление запаса:
      1. конторские расходы на оформление заказа на покупку;
      2. транспортные расходы;
      3. расходы по приему грузов.
    3. Затраты на хранение запасов
      1. складские расходы, в т.ч. коммунальные, аренда склада, зарплата персонала;
      2. налоги и страховые сборы, зависящие от стоимости запаса (например, налог на имущество);
      3. падение ценности запасов из-за старения, порчи и кражи.
    4. Издержки, вызванные отсутствием запасов (в основном это все косвенные издержки: это потери, вызванные снижением сбыта, утраченными клиентами; простои из-за недостатка сырья; затраты, вызванные частичными или срочными отгрузками).

    Финансовый менеджер должен думать об экономии средств и оптимальном управлении запасами.

    Эффективное управление запасами позволяет:

     

      1. АВС метод контроля запасов.
      2. Согласно методу АВС контроля запасов все виды запасов можно разделить на три группы в зависимости от степени важности и др.

        А – включает ограниченное количество запасов более ценных видов ресурсов, которые требуют постоянного четкого контроля и учета. Для этих запасов обязателен расчет оптимального размера заказа. Эта группа более многочисленная по удельному весу (примерно 50-60%).

        В – составляют запасы, которые в меньшей степени нуждаются в контроле. Они проверяются при ежемесячной инвентаризации. Для них применима методика оптимального размера заказов.

        С – включает большой ассортимент малоценных видов запасов. Они заключаются в больших количествах и не требуют тщательного планирования при осуществлении закупок.

        Конкретное применение метода: необходимо оценить общую массу запасов, сгруппировать ее в порядке убывания по стоимость, разделить на три группы и принимать решение по планированию запасов отдельно по каждой группе.

        Применение этого метода позволяет сконцентрировать внимание на запасах вида А, которые по стоимость составляют большую величину.

         

      3. Определение оптимального размера заказа.

    Пусть запас расходуется равномерно.

     

    Запасы (Q)

         

    Q / 2

     

     

     

       

     

     

     

       
         

    Время (t)

     

    Существует понятие среднего уровня запасов. Для поддержания такого объема запасов предприятию необходимо делать затраты.

    Z1 = C * Q / 2,

    Z2 = S * O / Q,

    Z0 = Z1 + Z2 = CQ/2 + SO/Q, где

    Z1 – затраты на хранение;

    С – удельные затраты на хранение единицы запаса;

    Z2 – затраты на заказ;

    S – потребность в заказе;

    О – стоимость единицы заказа;

    Z0 – совокупные затраты.

    Оптимальный объем заказа (QОПТ) достигается в той точке, где совокупные затраты минимальны.

    QОПТ = (2SO/C)1/2формула Уилсона.

    В той формуле знак радикала ослабляет зависимость оптимального заказа от других факторов.

     

    Объем запаса

           

    Q/2

     

     

     

         

     

     

     

         

    Резервный

    запас

     

     

         
     

    Интервал

    пополнения

    запаса (У)

       

    Время

     

    У = t / N З,

    N З = S / QОПТ, где

    t – время выполнения заказа,

    N З – количество запасов за интервал времени t.

    Рассмотрим пример.

    Потребность в запасах составляет 2000 единиц (S) на 100 дней (t). Стоимость выполнения заказа равна 100 руб. (O). Стоимость хранения единицы запаса равна 10 руб./ед. (С). Необходимо определить оптимальную величину заказа.

    QОПТ = (2*2000*100/10)1/2 = 200 единиц;

    N З = 2000/200 = 10 заказов;

    У = 100/10 = 10 дней;

    Таким образом, через каждые 10 дней необходимо осуществлять заказ сырья и материалов.

    Транспортировка заказа занимает 3 дня. Следовательно, заказ надо возобновлять через 7 дней.

    Формула Уилсона – ценный инструмент контроля, который позволяет оптимизировать запасы, контролировать величину и сроки возобновления заказа.

    Применение АВС метода позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных видах запасов, определять их оптимальный размер, задавать величину резервного запаса и оптимизировать издержки, связанные с хранением запаса, в том числе минимизировать налог на имущество и высвобождать денежные средства на цели развития предприятия.

     

    Тема 4. Финансовое планирование, бюджетирование.

     

    1. Финансовое планирование, его организация.
    2. Финансовый план.

     

    1. Финансовое планирование.

    Финансовое планирование – это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов предприятия. оно осуществляется с помощью детализированных финансовых планов.

    Причины того, что планирование сегодня является серьезной проблемой:

    1. Отсутствие ясных целей, понимания миссии организации у руководства.
    2. Планы и средства теперь не спускаются сверху, предприятие самостоятельно должно ориентироваться в условиях рынка и формировать план.
    3. На многих предприятиях не отработана система документооборота, отсутствует система представления достоверной информации в нужное время в нужном месте для нужных людей.
    4. Не многие руководители понимают пользу планирования, подходят к нему как к формальности.
    5. Нестабильность рынка, законодательства.
    6. Неорганизованность внутри предприятий.
    7. Недостаток маркетинговой информации для применения стандартных технологий финансового планирования.
    8. Негативное отношение персонала к планированию как к пережитку прошлого.

    Недостатки в организации планирования:

    1. Трудоемкий, длительный по времени процесс.
    2. Преобладание затратного механизма ценообразования.
    3. Отсутствие анализа безубыточности продаж, разделения затрат на переменные и постоянные и неиспользование понятия маржинальный доход.
    4. Отсутствие расчетов эффекта операционного рычага и коэффициентов вклада на покрытие.
    5. Экономическое планирование не доводится до финансового, следовательно не дает возможности определить потребности в финансировании.

    Назначение планирования:

    1. Понимать где, когда, как и для кого производить и продавать продукцию.
    2. Понимать какие ресурсы необходимы для достижения целей.
    3. Добиться эффективного использования ресурсов.

    Роль планово-экономических служб:

    1. Они должны подготавливать документы быстро, качественно по содержанию и в том объеме, которые необходимы руководству для принятия эффективных решений.
    2. Они должны стать той структурой, которая реально способна координировать деятельность подразделений деятельность и которая будет нести ответственность за подготовку документов, необходимых для формирования основного бюджета.

    Основные этапы работы по организации и внедрению системы финансового планирования на предприятии:

    1. Диагностика предприятия:
    1. Разработка и внедрение технологий финансового планирования:
    1. Создание модели:
    1. Освоение модели:
    1. Имитационное моделирование как основа оценки и оптимизации финансовых решений.

    Разрешение проблем, возникающих при внедрении финансового планирования, будет формальным, и пострадают точность и качество расчетов.

    Разработка финансовых планов дает результаты только при анализе исполнения бюджета, выявлении причин отклонений и выработки решений. Отсутствие контрольной функции делает всю процедуру разработки финансового плана бессмысленной.

    Введение финансового планирования повышает требования к коммерческой службе, к уровню ее аналитической работы, к прогнозированию тенденций на рынке.

     

    2. Финансовый план.

    Финансовый план (основной бюджет) – это финансовое количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.

    План состоит из трех документов:

    1. План доходов и расходов (Прогноз (отчет) прибылей и убытков).
    2. План движения денежных средств (План денежных потоков, Кассовый бюджет).
    3. Плановый баланс (Балансовый отчет, Прогнозный баланс).

    Две составные части процесса бюджетирования:

    1. Подготовка операционного бюджета.
    2. Подготовка финансового бюджета.

    Состав операционного бюджета:

    1. Бюджет продаж.
    2. Бюджет производства.
    3. Бюджет производственных запасов.
    4. Бюджет прямых затрат на материалы.
    5. Бюджет производственных накладных расходов.
    6. Бюджет прямых затрат на оплату труда.
    7. Производственная себестоимость продукции.
    8. Бюджет коммерческих расходов.
    9. Бюджет управленческих расходов.
    10. Отчет о прибылях и убытках.
    11. Состав финансового бюджета:

    12. Инвестиционный бюджет.
    13. Кассовый бюджет.
    14. Плановый баланс.

    Схема формирования основного бюджета.

     



                                 
                           

    Основной бюджет

       

         

    4

                 

    12

     
                                   








    1
     

    2

     

    5

     

    7

     

    8

     

    9

     

    10

     

    13

     


                                 


     

    3

     

    6

                     

    11

     


                                 

     

    Бюджет продаж представляет собой прогнозный объем продаж (на неделю, месяц, квартал) в натуральных и стоимостных показателях. Он составляется с учетом спроса на продукцию, географии сбыта, категории покупателей и сезонных факторов. Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который позднее будет включен в доходную часть кассового бюджета. Незначительные отклонения фактического бюджета продаж от планового может привести к серьезным отклонениям в основном бюджете.

    Бюджет производства – это план выпуска продукции в натуральных показателях. Он составляется исходя из бюджета продаж, учитывает производственные мощности, бюджет производственных запасов и величину внешних закупок.

    ВПЛ = ЗКГП + ППЛ – ЗНГП, где

    ВПЛ – плановый выпуск продукции;

    ЗКГП – запасы готовой продукции на конец периода;

    ППЛ – плановый объем продаж;

    ЗНГП – запасы готовой продукции на начало периода.

    Бюджет производственных запасов содержит информацию, необходимую для подготовки двух документов основного бюджета:

    Бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе бюджета производства и бюджета продаж с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности по материалам. Он показывает сколько сырья и материалов необходимо для производства и сколько должно быть приобретено. Объем закупок зависит от ожидаемого объема их использования (S), от предполагаемого уровня запасов на конец (ЗКСМ) и на начало (ЗНСМ) планируемого периода:

    QЗакупок = S + ЗКСМ – ЗНСМ.

    Бюджет прямых затрат на оплату труда составляется на основе бюджета производства. Сумма прямых затрат на оплату труда рассчитывается с учетом объема производства в натуральном выражении (ВПЛ), трудоемкости работ (ТЕД) и трудовых тарифных ставок соответствующих разрядов (ЧТС):

    РОТПрям = ∑ (ВПЛj * ТЕДj * ЧТСР)

    В бюджет коммерческих расходов включаются затраты на продвижение товара на рынок, рекламы, маркетинг, зарплату, премии и командировочные торговых агентов и сотрудников коммерческий службы, затраты на упаковку, транспортировку, страхование, хранение и складирование. Данный бюджет имеет две части: переменную (планируется в зависимости от объема) и постоянную (планируется от предыдущего уровня).

    Бюджет общепроизводственных накладных расходов включает затраты, связанные с производством продукции за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда. Этот бюджет также имеет постоянную (планируется исходя из потребностей производства по предыдущему уровню) и переменную (используется норматив в зависимости от выбранной базы распределения) части.

    Бюджет управленческих расходов содержит затраты, не связанные с производством или коммерцией. Также имеет две части. Переменная часть планируется как процент от объема продаж.

    Отчет о прибылях и убытках показывает какой доход заработало предприятие и какие расходы понесло.

    Плановый баланс показывает какими средствами финансирования располагает предприятие и как они используются. Для его составления используется величина планируемых оборотных средств и дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовки соответствующих бюджетов. Инвестиционные проекты служат основой для планирования стоимости основных средств. Если их нет, то учитывается только амортизация (т.е. снижение стоимости основных средств вследствие износа). Пассив баланса формируется с учетом оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов. В первом варианте плана в постоянном капитале (собственный капитал и кредиты банков) изменений не планируется. Расхождение в активе и пассиве баланса дает представление о недостатке (избытке) финансирования. Решение о способе финансирования принимается на основе дополнительного анализа.

    Основой для составления кассового бюджета служит бюджет продаж. Поступления от основной деятельности рассчитываются с учетом изменения дебиторской задолженности, расходы – с учетом изменения кредиторской задолженности. Отдельно планируются потоки от финансовой и инвестиционной деятельности.

     

    Тема 5. Источники финансирования. Способы привлечения денежных средств.

     

    1. Организация финансирования. Источники.
    2. Лизинг как вид долгосрочного финансирования основных средств.
    3. Факторинг как разновидность краткосрочного финансирования оборотных средств.

     

    1. Организация финансирования. Источники.

    Выделяют две группы источников финансирования:

    1. Внутренние:
      1. Прибыль, капитализация дивидендов.
      2. Неиспользованные амортизационные отчисления.
      3. Использование собственной нераспределенной прибыли и ее превращенных форм – фондов и резервов.
      4. Продажа, сдача в аренду и в заклад активов предприятия.
    2. Внешние:
      1. Эмиссия акций.
      2. Доразмещение акций предыдущих выпусков.
      3. Эмиссия долговых ценных бумаг.
      4. Привлечение кредитов и займов.
      5. Централизованные источники финансирования (финансирование из государственного, местного бюджетов, благотворительные фонды и другие безвозвратные источники).

    Выбор источников финансирования зависит от структуры капитала предприятия, которая, в конечном итоге, определяет структуру власти. Учет интересов различных собственников – это важный фактор формирования оптимальной схемы долгосрочного финансирования предприятия.

    Вместе с тем, необходимо учитывать и другие факторы, а именно:

    Преимущества и недостатки различных схем финансирования:

    1. Привлечение кредитов.
      1. Рублевые банковские кредиты.

    Преимущества

    Недостатки

    1. Отсутствие разбавления акционерного капитала.
    2. Проценты (в пределах ставки ЦБ плюс 3%) относятся на себестоимость.
    3. Гибкость в заимствовании и погашении кредита.
    1. Рублевый кредит в настоящее время является требовательным в плане подготовки документов.
    2. Предоставление только в форме краткосрочного кредита, как правило, возобновляемого.
    3. Требование залогового обеспечения.
      1. Валютные кредиты.

    Преимущества

    Недостатки

    1. Отсутствие разбавления акционерного капитала.
    2. Проценты (в пределах ставки ЛИБОР плюс 3%) относятся на себестоимость.
    3. Гибкость в заимствовании и погашении кредита.
    1. Рост валютного риска.
    2. Необходимость получения дохода в валюте заимствования.
    3. Требование залогового обеспечения.
    1. Собственные средства (чистая прибыль и амортизация).

    Преимущества

    Недостатки

    1. Отсутствие разбавления акционерного капитала.
    2. Возможность использования налоговых льгот по налогу на прибыль при условии полного использования амортизации.
    1. Может возникнуть конфликт с собственниками.

     

    1. Лизинг.

    Преимущества

    Недостатки

    1. Отсутствие разбавления акционерного капитала.

    1. Оплата имущества в рассрочку.
    2. Отнесение лизинговых платежей на себестоимость.
    3. Лизинговое оборудование одновременно служит залоговым обеспечением сделки.
    4. Процентная ставка по лизинговым платежам, как правило, ниже, чем при получении кредита.
    5. Невыплата лизинговых платежей не приводит к банкротству.
    6. Платежи малых предприятий – лизингополучателей по лизинговым сделкам освобождены от НДС.
    7. Возможность проверить качество оборудования до выплаты всей стоимости.
    1. Амортизация оборудования у лизингополучателя не включается в себестоимость продукции.
    2. Под неликвидное оборудование требуется дополнительное обеспечение.
    3. Договор лизинга часто содержит безакцептное списание денежных средств со счета.
    1. Размещение акций.
      1. Частное размещение акций.

     

     

    Преимущества

    Недостатки

    1. Не меняется размер долга.
    2. Выплата дивидендов по акциям не обязательна и не представляет угрозы банкротства.
    3. Позволяет привлечь дополнительное финансирование в дальнейшем.
    1. Ведет к разбавлению акционерного капитала.

     

      1. Публичное размещение акций.

    Преимущества

    Недостатки

    1. Выплата дивидендов по акциям не обязательна и не представляет угрозы банкротства.
    2. Увеличение ликвидности акций.
    3. Повышение престижа, рейтинга.
    4. Облегчение привлечения значительных инвестиций
    1. Ведет к разбавлению акционерного капитала.
    2. Высокие издержки размещения эмиссии.
    3. Высокие требования по представлению информации потенциальным инвесторам.
    4. Настороженное отношение граждан как потенциальных инвесторов к публичной эмиссии.
    5. Для успешного размещения акций необходима исходная “распыленность” акционерного капитала (т.е. отсутствие контрольного пакета в одних руках).
    1. Выпуск облигаций.

    Преимущества

    Недостатки

    1. Отсутствие разбавления акционерного капитала.
    2. Возможность привлечения средств мелких инвесторов.
    1. Проценты выплачиваются из чистой прибыли.
    2. Отсутствие ликвидного вторичного рынка.
    3. Рыночная ставка процента высока
    1. Выпуск векселей.

    Преимущества

    Недостатки

    1. Отсутствие разбавления акционерного капитала.
    2. Проценты выплачиваются из налогооблагаемой прибыли.
    3. Простая процедура выпуска.
    4. Возможность использования как средства платежа и залога для получения кредита.
    1. Выступает формой краткосрочного финансирования.
    2. Невысокая ликвидность.
    3. Ограниченные возможности по привлечению крупных сумм.
    1. Стратегические инвестиции.

    Преимущества

    Недостатки

    1. Предоставляется не только финансовая, но и техническая, управленческая помощь.
    2. Значительно легче привлечь крупномасштабные инвестиции.
    1. Дополнительные ограничения.
    2. Места в Совете Директоров.
    3. Возможны требования контрольного пакета акций.

     

    При выборе схемы долгосрочного финансирования надо исходить из предположений возможных неблагоприятных изменений в финансовом состоянии предприятия, реализующего инвестиционный проект. Недоучет этого фактора может оказать негативное влияние на деятельность предприятия.

    При выборе окончательного варианта долгосрочного финансирования необходимо ответить на два вопроса:

    1. Как изменится финансовое состояние фирмы “с проектом” и “без проекта”. Именно на этой стадии анализа предприятие может оказаться от невыгодных проектов либо предусмотреть осуществление выгодных проектов.
    2. Каковы предельные значения привлекаемых финансовых ресурсов.
    3.  

      2. Лизинг как вид долгосрочного финансирования основных средств.

      В рамках этого вопроса мы рассмотрим следующие подвопросы:

      1. История развития лизинга.
      2. Экономическое содержание и преимущества лизинга.
      3. Виды лизинга.
      4. Механизм лизинговой сделки.
      5. Договор лизинга. (самостоятельно, см. Ковалев, стр.347)
      6. Расчет лизинговых платежей.

     

    Лизинг – это особый вид аренды. Его применение связано с “разделением” функций собственности – отделением владения имуществом от его использования.

    Определение лизинга по ЛИЗОРОП:

    Лизинговая операция – это операция размещения движимого имущества для предпринимательского применения имущества, специально закупленного лизинговыми фирмами с целью переуступке его фирме и остающегося собственностью лизинговых фирм на весь период лизинговых отношений.

     

      1. История развития лизинга.

    Понятие лизинга появилось в 350 г. до н.э. в работах Аристотеля, который писал, что богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности на имущество.

    Слово “лизинг” вошло в употребление в последней трети прошлого века.

    В 1877 году телефонная компания “Белл” приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду.

    В 1952 году в Сан-Франциско создано первое лизинговое общество. Эти компании взяли на себя труд находить производителя оборудования, которое сдавали в аренду.

    За короткое время лизинг превратился в одно из средств финансирования.

    В Европе лизинговые фирмы появились в 50-60 годы. Развитию лизинга препятствовала неопределенность статуса лизинговых операций с точки зрения правового и налогового законодательства.

    В 70е годы в налоговом законодательстве ряда немецкоязычных стран было осуществлено правовое закрепление статуса.

    В РФ лизинг развивается с 1992 года. До этого были специфические формы, такие как сдача в аренду судов, прокат, сдача в аренду врачей, тренеров, игроков и т.п.

     

      1. Экономическое содержание и преимущества лизинга.

    В лизинговой сделке участвуют три стороны – лизингодатель, лизингополучатель и гарант. Отдельно выделяется производитель оборудования.

    Преимущества лизинга:

    1. Для лизингодателя:
    1. Для лизингополучателя:
    1. Для гаранта:
    1. Для производителя:

     

      1. Виды лизинга.

    В настоящее время существует множество классификаций лизинга. Рассмотрим две из них.

    1. По сроку лизингового договора.
      1. Лизинг с полной оплатой (срок договора равен сроку службы оборудования).
      2. Лизинг с неполной оплатой (срок договора не равен сроку службы оборудования).
    1. По содержанию и полноте услуг по лизингу.
      1. Финансовый (“чистый”) лизинг.
      2. Как правило, это лизинг с полным сроком амортизации. Он основан на формуле – “быстрота и гибкость”.

        Преимуществом данного вида лизинга является возможность полного финансирования всех расходов, в том числе и накладных, связанных с операцией приобретения имущества.

        Разновидностью финансового лизинга является раздельный лизинг, суть которого состоит в том, что часть операций финансируется лизинговой фирмой, а другая, большая часть, - за счет кредитов банков.

      3. Сервисный (оперативный) лизинг.
      4. Срок договора лизинга меньше, чем при финансовом; лизинговые платежи не покрывают всей стоимости оборудования. В контракт включаются условия о возможности расторжения договора, при этом одна лизингополучатель обязан заранее (за 1-6 месяцев) предупредить лизингодателя о намерении расторгнуть договор. Сервисный лизинг выгоден для лизингополучателя тем, что он страхуется от морального старения оборудования.

        В отличие от финансового сервисный лизинг сопровождается последующими сервисными услугами (консультирование, диагностика, подготовка специалистов).

        Одной из первых фирм, внедривших данный вид лизинга, была фирма “Дуглас”, девиз которой – “летать раньше, чем оплачивать стоимость самолета”).

      5. Возвратный лизинг.

    Этот вид лизинга не нашел своего применения в российской практике. Его суть заключается, что фирма, не имея средств для финансирования хозяйственной деятельности, продает себя в аренду лизинговой фирме, а затем может себя выкупить. Этот лизинг напоминает заемную операцию. В период экономического спада эта форма помогает преодолеть фирмам свои проблемы.

    Можно выделить следующие преимущества этого вида лизинга:

     

    2.4. Механизм лизинговой сделки.

    Лизинговая фирма ищет клиентов, изучает необходимые технические характеристики и предлагает их клиенту, который выбирает конкретное оборудование. Лизинговая фирма заключает договор купли-продажи с производителем данного оборудования. Заключается договор лизинга и передается оборудование лизингоподучателю. Затем лизинговой фирмой осуществляются консультации, обслуживание, контроль качества и прочие сервисные услуги.

    Конкретный механизм лизинговой сделки выбирается в зависимости от конкретной фирмы и ее целей.

     

    2.6. Расчет лизинговых платежей.

    Рассмотрим методику Чикмаревой (“Лизинговый бизнес”).

    S = A + B + Q + R + D, где

    S – общая сумма лизинговых платежей за весь период договора;

    (A+B+Q) – основа арендного платежа;

    A – амортизация;

    B – комиссионное вознаграждение лизингодателя;

    Q – оплата за финансовые ресурсы;

    R – сумма за страховку;

    D – прочие затраты по договору.

    А = С * Н * Т, где

    С – стоимость оборудования;

    Н – годовая норма амортизации;

    Т – период лизингового договора.

    Аi = ∑(C * H / m)i, где

    Суммирование идет от 1 до m;

    m – количество лизинговых платежей в течение года.

    Bi = [A - ∑Ai] * PB / m, где

    РВ - *******;

    [A - ∑Ai] – остаточная стоимость.

    Qi = [K - ∑Ai] * PK / m, где

    К – сумма кредита;

    РК – величина годовой процентной ставки по привлеченным кредитам.

    Sостаточная стоимость = С - ∑Аi, где

    Sостаточная стоимость – остаточная стоимость оборудования (для вторичного лизинга).

     

    Примечание: на экзамен достаточно знать первые две формулы и уметь объяснить остальные.

     

    3. Факторинг как разновидность краткосрочного финансирования оборотных средств.

    Фактор (англ.) – маклер, посредник.

    Факторинговая деятельность – это деятельность специализированных учреждений по взысканию денежных средств с должников своего клиента и управление его долговыми требованиями.

    Суть факторинговой операции состоит в следующем: поставщик продает свою продукцию потребителю с отсрочкой платежа; поставщик может передать требование факторинговому отделу банка и получить от него оплату, а факторинговый отдел уже самостоятельно будет взыскивать сумму долга с покупателя продукции.

    Факторинг – это своеобразная уступка требований по своим обязательствам.

    Существует два вида факторинга:

    1. Факторинг без финансирования.
    2. Клиент (поставщик), продавший счет-фактуру факторинговой компании, получает от нее сумму по этому счету при наступлении срока платежа.

    3. Факторинг с финансированием.

    Клиент может потребовать от факторинговой компании немедленной оплаты вне зависимости от сроков платежа за товар. Факторинговая компания берет на себя риск неоплаты товара.

    Существуют понятия (их значение посмотреть самостоятельно в учебнике Стояновой, стр. 147-157, первое издание):

    1. Условие регресса.
    2. Рефакторинг.

    Стоимость факторинговых услуг включает в себя:

    1. Комиссионное вознаграждение – плата за факторинговое обслуживание (как правило, устанавливается в процентах от суммы платежа, на Западе -–0,5-1,5%).
    2. Процент, взимаемый при досрочной оплате документов (тот же процент, что и при краткосрочном кредитовании).

    Факторинг хорош для малых и средних предприятий. Т.к. у них всегда существует проблема с оборотными средствами.

    Тормозом в развитии факторинга являются следующие моменты:

     

    Сайт создан в системе uCoz