1.Кардиналисткий подход. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимилизации интегральной полезности.

 

В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителе о потреблении отдельных благ. Благо в теории потребления – это любой объект потребления, приносящий определенное удовлетворение потребителю, то есть повышающее его благосостояние.

Теория предельной полезности – составная часть учения, получившего название маржинализм. Возникновение теории предельной полезность привело к революционным изменениям в теории стоимости. Главные положения теории стоимости состоят в следующем:

    1. Неприемлемо определение стоимости затратами труда (земли или капитала)
    2. Стоимость определяется величиной полезного эффекта, получаемого потребителем от потребляемого блага, то есть величиной предельной полезности блага
    3. Стоимость рассматривается как субъективная категория, отражающая индивидуальные оценки благ конкретными потребителями
    4. Введение понятия предельной величины и тем самым разграничение совокупной и предельной полезности блага
    5. Стоимость труда и капитала определяется как производные от стоимости (предельной полезности ) потребительских товаров.

Представители теории предельной полезности исходили из того, что анализ экономических процессов следует начинать с изучения потребностей людей, с поиска критерия полезности благ. Под полезным эффектом понимается удовлетворение, которое получают люди от потребления блага, то есть полезность блага определяется способностью их удовлетворять определенные потребности людей.

Теория предельной полезности рассматривает не полезность потребительских благ вообще, а ту полезность, которую несет потребление данного блага конкретному потребителю. Например, если потребитель приобретает товар Хn, то он делает это для удовлетворения своих каких-то нужд и è это благо приносит этому индивиду определенную полезность. Когда потребитель приобретает последовательно единицы товара Хn, то это говорит о том, что каждая новая покупка увеличивает полезность потребителя от потребления товара Хn . Сумма полезностей всех единиц товара Хn называется общей полезностью (U) товара Хn . Если потребитель приобретает еще одну единицу товара Хn, то его общая полезность возрастает на величину, которая называется предельной полезностью (MU). Иными словами – предельная полезность- это полезность, равная приращению общей полезности при увеличении потреблении блага на одну дополнительную единицу.

Новая теория предельной полезности учитывает разграничение общей и предельной полезности, что позволяет разрешить и объяснить знаменитый парадокс Адама Смита, который заключается в следующем: если стоимость зависит от полезного эффекта, то почему блага, имеющие наивысший полезный эффект в жизни человека имеют такую низкую ценность, чем те, которые имеют не вполне очевидную полезность (он брал в пример цену воды и бриллиантов). Смит не нашел ответа на этот вопрос и поэтому апеллировал к затратам, вслед за ним пошли и Рикардо, и Маркс с Миллем.

Маржинализм нашел иное объяснение парадокса А.Смита:

Действительно, вода ценится в нормальных условиях намного ниже, нежели чем бриллианты, но в данном случае мы берем стандартную ситуацию, то есть, рассматриваем один литр воды и один бриллиант. Но если взять весь запас воды на земле и весь запас бриллиантов, то вода окажется гораздо ценнее, чем бриллианты. Такое разграничение совокупной полезности и предельное полезности привнесло в торию стоимости новое направление.

Итак, ценность определяется субъективное предельной полезностью последней единицы имеющегося в наличие блага и если благо находится в большом количестве, то сколь бы не была велика его совокупная полезность, полезность последней единицы будет равна нулю, и поскольку не имеет смысла считать какая единица является последней, то и вся полезность одной блага будет равна нулю. Данное благо в терминологии Менгира, будет неэкономическим. Если совокупная полезность всего количества блага не столь велика, то ограниченность количества этого блага приводит к тому, что каждая единица потребленная последней ценится достаточно высоко, и это благо приобретает экономический характер и ценность (стоимость).

Закон убывающей предельной полезности (Первый закон Госсена).

Пусть потребитель приобретает товар А. Зададимся вопросом: одинакова ли предельная полезность каждой единицы потребляемого блага? Человек нуждается не вообще в данном благе, а в определенном его количестве. Полезность каждой потребленной единицы блага зависит от того какой количество этого блага уже потреблено. Потребность в новых единицах блага по мере увеличения потребления этого блага постепенно уменьшается, то есть предельная полезность блага постепенно уменьшается, а общая полезность, хотя и на первых этапах увеличивается, затем постепенно это увеличение происходит во все замедляющемся темпе. Например, удовлетворение от первого выпитого стакана воды больше, нежели чем от второго и третьего. Данная устойчивая и постоянная связь или закономерность называется законом убывающей предельной полезности или первым законом Госсена.

Если определить этот закон графически, то получим следующие два графика (на первом показана общая полезность – TU, а на втором предельная полезность – MU).

 



 

M TU

 

 

 

 

TU MU

Общая полезность Предельная полезность.

 

На первом графике по оси абсцисс отложена величина величина общей полезности. Как мы видим при достижении точки М – общая полезность перестает расти, а в интервале до точки М она растет во все замедляющемся темпе. На втором графике по оси абсцисс отложена величина предельной полезности. Как видно с каждой потребляемой единицей потребляемого блага предельная полезность падает. Что подтверждает первый закон Госсена.

Максимилизация интегральной полезности потребителем.

Денежный доход потребителя ограничен. Поэтому потребитель будет соизмерять полезность покупаемой продукции и свой бюджет. Задача потребителя найти такую наиболее приемлемую комбинацию товара, которая в рамках бюджета приносила бы ему максимальную полезность. На выбор потребителя влияет не только предельная полезность последней потребленной единицы блага, но и от скольких долларов ему придется отказаться (а следовательно и определенного количества блага В) ради приобретения этих дополнительных единиц товара. Например, вы предпочитаете посещать кино и кафе. При этом посещение кино вам приносит предельную полезность в 24 ютеля, а посещение кафе 36 ютилей. Но если билет в кино стоит – 6 долларов, а посещение кафе вам обходится в 12 долларов, то вы предпочтете сходить в кино. Почему? Потому что в предельная полезность в расчете на затраченный доллар составит 4 ютеля в случае просмотра кино (24 : 6 = 4) и лишь 3 ютеля в случае похода в кафе (36 : 12 = 3). Потребитель максимилизирует свою полезность путем выбора такого потребительского набора, удовлетворяющего бюджетному ограничению, при котором отношения предельной полезности к цене одинаковы для всех благ. Это и есть оптимальный набор потребителя.

Максимальная полезность при покупке продуктов достигается в том случае, если бюджет будет распределен таким образом, что каждый последний доллар, затраченный на приобретение каждого вида продукта, принесет одинаковую предельную полезность.

Правило максимилизации полезности может быть представлено в виде формулы:

 


MU
товара А MU товара В


Цена товара А Цена товара В

Если ввести обозначения:

Px, Py, Pz - цены товаров;

Mux, Muy, Muz – предельная полезность товаров;

Получим следующую формулу:

Mux / Px = Muy / Py = Muz / Pz.

 

2.Ординалисткий подход. Потребительские предпочтения. Кривые предпочтения.

 

 

 

 

Предельная норма замещения (MRS) – это мера, показывающая максимальное количество товара, от которого потребитель отказывается ради получения одной дополнительной единицы другого товара. Увеличение полезности потребления одного товара должно уравновесить снижение потребления другого товара и так далее. В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат личного бюджета. Увеличивая полезность своих денежных расходов, рациональный покупатель стремится уравновесить не только взаимно замещаемые товары, но и цены этих товаров. Точнее именно цены и позволяют уравновесить пропорции взаимного замещения товаров. Предельная норма замещения должна быть равна соотношению цен на взаимозаменяемые товары. Так, например, если X и Y – это товары, которые потребитель замещает для максимилизации полезности собственных денежных затрат на их потребление, то он руководствуется нормой их замещения, которая может быть выражена следующим образом:




MRS x,y MU x Px



MU y Py

 

В конечном итоге максимилизация полезности для рационального потребителя достигается при таком распределении его личного бюджета, когда предельная полезность каждой денежной единицы затрат одинакова по каждому покупаемому товару. Если полезность от расходов на товар X выше, чем от товара Y, то потребитель будет максимилизировать свою общую полезность за счет приращения покупок товара X и наоборот.

Постепенно предельная полезность от покупки этого товара снизится и потребитель сократит свое приращение денежных затрат на его покупку, перераспределив их на другие товары, которые теперь для него имеют большую предельную полезность.

 

Потребительские предпочтения. Кривые предпочтения или кривые безразличия.

Здесь мы будем анализировать поведение покупателя с точки зрения ординалисткого подхода. Этот подход представлен графиками и кривыми безразличия. В конечном итоге мы должны показать следующие выводы:

  1. На кривых безразличия показать действие закона убывающей предельной полезности
  2. Совместив графики бюджетной линии и кривые безразличия мы должны показать как потребитель максимилизирует свой выбор и свою полезность.

 

Кривые безразличия

Этот инструмент анализа используют в теории для изучения ранжирования субъективных предпочтений потребителя, имеющего ограниченный бюджет. Каждая кривая безразличия – это набор товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что потребителю как бы безразлично, какой из них выбрать. Например, покупатель может выбрать из четырех вариантов, составленных двумя видами товаров: продовольствием и одеждой.

 

Меньшее количество одного продукта вполне компенсируется большим потреблением другого продукта, в результате потребительский эффект каждого варианта практически одинаков. Следовательно, все четыре варианта вполне – это наборы безразличия, приносящие покупателю одинаковый уровень удовлетворения. Все варианты (A,B,C) могут быть изображены на графике, формирую соответствующую кривую безразличия или кривую предпочтения.

 

 

продукты


7 А


6 В

 

5 С



3 4 5 одежда

 

Вид кривой с набором безразличия напоминает нам хорошо известную кривую спроса. Это не случайно: из индивидуальных кривых безразличия формируется кривая спроса на товары. Свойства кривых безразличия, по сути, и выявляют важнейшие тенденции рыночного спроса. К числу таких свойств и особенностей кривых безразличий относят следующие:

  1. Кривые безразличия покупателей имеют отрицательный наклон, поскольку характеризуют соотношение равноценных и взаимозамещаемых товаров
  2. Наклон кривой безразличия определенно показывает соотношение предельной полезности набора, из которой одни товары помечены по горизонтальной оси, а другие по вертикальной.
  3. Каждая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, ранжированного в различных вариантах набора продуктов. Любая другая кривая безразличия может быть построена только лишь в соответствии с более высоким или наоборот низким уровнем потребления. Например, возросшему уровню потребления будет соответствовать новая крива безразличия – 2, сместившаяся вправо и вверх. Эта кривая представляет варианты наборов с большим количеством всех включенных в них товаров, что, с тоски зрения предельной полезности и потребительского эффекта, возможно только лишь при более высоком доходе и бюджете.

 

 

 

  1. Бюджетная линия. Равновесие в точке касания. Угловое решение.

 

Бюджетная линия и бюджетные ограничения.

В любой данный момент времени личные доходы потребителя представляют собой определенную фиксированную величину. Это может быть ежемесячный, недельный или годовой уровень заработной платы, стипендии и т.д. Каждый вид дохода представляет собой фиксированную для данного времени величину. В данном случае потребитель на своем, чисто микро уровне решает дилемму – ограниченность денежных ресурсов и безграничность потребностей.

Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют бюджетными ограничениями. Товары, покупаемые на денежные доходы являются своеобразным ресурсом потребления, ограниченным по сравнению с потребностью в нем. Ограниченность товарных ресурсов не позволяет их сделать бесплатными даже для малодоходных групп населения. По этой причине каждый товар имеет свою, выраженную в деньгах цену. Потребительские цены, как и денежные доход, ограничивают набор товаров и уровень жизни, увязывая их с личным бюджетом потребителя.

Графически функцию бюджетного ограничения можно изобразить следующим образом:

 

Продукты

 

 

М – бюджетная линия

 

А

С В

D

 


Одежда

 

 

Бюджетная линия очень похожа на кривую производственных возможностей. На нашем графике бюджетная линия представляет собой сочетание покупок товарных наборов одежды и продуктов, осуществляются эти покупки в рамках ограниченных денежных средств, равных 10 единицам. Любая точка на бюджетной линии – это выбор из вариантов товарных наборов, между которыми потребитель распределил свой бюджет.

Всякое изменение величины денежных доходов покупателей вызывает соответствующее изменение их бюджетных ограничений, а следовательно, платежеспособности и спроса на товары. Так, если при прочих равных условиях возрастают денежные доходы , то возрастает покупательная способность потребителей. Рост платежеспособности происходит и в случае, если денежные доходы не изменились, но понизились цены на товары. На графике бюджетных ограничений это может быть показано смещением вправо вверх всей бюджетной линии. И наоборот, при прямом снижении денежных доходов и неизменных ценах – имеет место сокращение платежеспособности покупателей и их спроса. Снижение покупательской способности произойдет и с том случае, если повысятся цены на товары и не произойдет соответствующее повышение уровня доходов потребителей. Такая ситуация может быть показана на графике смещением влево и вниз всей кривой бюджетных ограничений.

 

Продукты Продукты

М М

 

 

М

 

 

 



M M’ M

Одежда Одежда

 

Номинальный и реальный уровень дохода.

Рост и снижение бюджетных ограничений потребителя представляют собой изменеия, которые обычно называют номинальным и реальным уровнем дохода, определяющего благосостояние потребителя. Так, номинальный доход – это сумма денег, имеющаяся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг. Если цены обгоняют уровень номинального дохода, то у ровень благосостояния будет снижаться, поскольку возрастают бюджетные ограничения потребителей.

 

 

Реальный доход – это сумма денег, измеренная с учетом текущих цен и количества товаров, которые можно на них приобрести. Реальный доход и благосостояние будут возрастать в основном в двух случаях:

    1. Либо при растущих номинальных доходах и неизменных ценах на товары.
    2. Либо при неизменном номинальном доходе и падающих ценах на товары.

Покупатели это ощущают в виде реальных возможностей или ограничений в бюджете. Так, рост цен даже на отдельные виды товаров, усиливает бюджетные ограничения и тем самым снижает возможность покупок, а как следствие снижает рост благосостояния покупателей. И, наоборот, любое, даже частичное понижение цен вызывает рост покупок и тем самым увеличивает благосостояние потребителей. Такие ситуации могут быть показаны на графике (см. график выше) смещением линии бюджетного ограничения. Снижение цен, например, на товарную группу X (одежда), при неизменных ценах на продовольствие, вызывает смещение влево линии бюджетных ограничений вдоль горизонтальной оси графика, где показаны покупки одежды. В случае роста цен этой группы товаров линия бюджетных ограничений сместится вправо по оси X.

Выбор потребителя и оптимальный набор благ. Равновесие в точке касания. Угловое равновесие.

 

Выбор потребителя есть функция потребления, которую необходимо максимализировать.

Причем необходимо выполнение неравенства:

 

PxQx + PyQy <= I (I – доход)

 

 

А

 

 

Е


X*

 

В

 


Y*

 

 

Точка Е – точка максимума выбора потребителя. Т.Е эта точка касания наиболее далекой линии кривой безразличия с линией бюджетного ограничения. В точке Е потребитель получает наибольшее удовлетворение, и именно в этой точке наступает равновесие потребителя. В точке Е предельная норма замещения равна:

 



Px Py


Px Py

 

Данное уравнение это и есть уравнение равновесия потребителя в ординалисткой концепции потребительского поведения.

 

Предельная норма замещения (MRS) характеризует субъективную оценку эквивалентности двух благ. Соотношение между ценами этих благ характеризует объективную рыночную оценку эквивалентности этих благ. Когда эти две оценки совпадают, то потребитель достигает максимальной полезности при потреблении этих благ. Рыночное равновесие потребителя означает, что, получив блага в данной модели и в данной пропорции, потребитель не имеет стимула не увеличивать, не уменьшать потребление пока не изменятся какие-либо внешние факторы.

Рассмотрим особые ситуации.

Угловое решение проблемы выбора (угловое равновесие – MRS =0).

 

Такое решение имеет место для абсолютных субститутов и в других случаях, когда MRS = const

 

Е

 

 

 

 


E*

R L1 L2 L3

 

L1, L2,L3 – кривые безразличия

R - бюджетная линия

 

Потребитель достигает равновесия в точке Е, которая находится на одной из осей координат. В вершине угла, образуемого бюджетной линией. Это означает, что осуществляется выбор в пользу одного товара (в данном случае в пользу товара У), т.е потребителю лучше всего вообще воздержаться от покупок товара X и все свои ресурсы направить на покупку товара У.

Условия, при котором выбираются товар X или товар У, если MRS = 1.

Пусть

X – чай

У – кофе

 

Потребитель выберет кофе в том случае если предельная норма замещения будет меньше чем наклон бюджетной линии , тогда точка Е* - это точка равновесия потребителя.

 

MRS = 0

Пусть потребитель не желает отказываться от кофе ради чая.

У


A L1

 


L2

 


L3

 

 


R Х

 

Потребитель будет находится в состоянии углового равновесия на оси ОУ, т.к. он никогда не купит чай, а точка А является точкой углового равновесия.

 

MRS = бесконечность.

 

L1 L2 L3

 

 

 

 

 


В

 

Равновесие наблюдается в точке В, где кофе не потребляется вообще.

 

Однако для большинства товаров предельная норма замещения понижается, т.е. потребитель дифференцирует свои покупки.

 

Идеальные комплименты.

 

Примером идеальных комплиментов являются автомобиль и номерные знаки (т.е. потребление одного товара всегда влечет за собой потребление другого товара). График потребительского равновесия для таких товаров будет выглядеть следующим образом:

 

 


 


Е



 

Точка Е – точка равновесия и максимилизации потребительской полезности для идеальных комплиментов, что также является одним из вариантов углового решения проблемы потребительского выбора.

 

 

4. Эффект дохода и эффект замещения, в условиях ординалисткого подхода к решению проблемы потребительского выбора.

Данная модель поведения потребителя объясняет влияние цены товара на выбор потребителя.

Понижение цены товара влечет за собой два основных последствия:

    1. Потребители могут потреблять большее количество товара, который дешевеет. Данный эффект получил название эффекта замещения.
    2. Потребитель получает возможность воспользоваться ростом реального дохода, т.к. тоже количество товара X можно покупать за меньшие деньги и тем самым расширить потребление иных товаров, которые замещало потребление товара. Данный эффект получил название эффект дохода.

 

Данные эффекты происходят одновременно, но их в экономическом анализе следует различать однозначно.

 

Эффект замещения.

Данный эффект зачастую происходит для товаров субститутов. В результате действия этого эффекта изменение цены одного из товаров, входящих в набор влечет увеличение потребления другого товара. Когда цена товара падает, то этот товар становится более привлекательным для потребителя, чем все другие товары, и потребитель приобретает именно этот товар, замещая им все остальные товары, которые он мог приобрести на эти деньги. Степень влияния эффекта замещения определяется наличием заменителей у товара, их качеством и количеством – прямая пропорциональность.

 

Эффект дохода.

Эффект дохода наблюдается в результате изменения реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в набор.

Если цена на товар уменьшается, то потребитель расходует на данный товар меньшую часть бюджета, таким образом, при неизменно номинальном доходе, его реальный доход возрастает.

Графически эффект дохода выражается сдвигом кривой спроса вправо, но это характерно только для качественных товаров. В случае с нормальными товарами Эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как эти два фактора действуют в одном направлении è рост потребления нормальных товаров.

 

Чтобы ответить на вопрос в какой мере действует эффект дохода и эффект замещения, воспользуемся графической интерпретацией Хикса.

 

 


Y1
Е1

 


Е3

 

 


Y2
Е2

 

 




X1 K X2

 

Цены товара Х уменьшается, а значит бюджетная линия поворачивается против часовой стрелки. В результате в новом наборе увеличивается потребление товара X и уменьшается потребление товара Y. Изменяющийся спрос есть следствие действия эффекта дохода и эффекта замещения.

Для выявления эффекта дохода необходимо провести бюджетную линию параллельно предыдущей линии, чтобы она касалась первоначальной кривой безразличия.

Проекция отрезка Е1Е3 на ось абсцисс и есть эффект замещения (X1K).

Остальная часть – эффект дохода (KX2).

 

Для нормальных товаров эти эффекты выглядят следующим образом:



ЭЗ ЭД


Общий эффект

 

Но если эффект замещения всегда увеличивает спрос, то эффект дохода действует неоднозначно для различных товаров.

В зависимости от реакции покупателя на изменение дохода все товары делятся на три категории:

    1. Нормальные
    2. Низкокачественные
    3. Товары Гиффена.

Низкокачественные товары и товары Гиффена на низ спрос изменяется необычным образом. Если товар не качественный (эластичность спроса по доходу отрицательная), то при уменьшении цены потребитель не будет расширять потребление таких товаров, а пустит высвободившиеся денежные средства на покупку более высококачественных товаров. Таким образом с ростом доходов потребление таких товаров уменьшается и эффект дохода и замещения действуют в противоположных направлениях. Общий эффект воздействия на спрос - есть разность эффектов дохода и замещения.

 

Эффект замещения



Эффект дохода


Общий эффект

 

Товар Гиффена – это товар, занимающий большее место в бюджете потребителя , спрос на который изменяется в том же направлении, что и цена, так как эффект дохода больше чем эффект замещения.

График спроса на товары Гиффена выглядит следующим образом:

 

 

 

 

 

 


 

Уменьшение цены вызывает уменьшение спроса на данный товар.

 

Кривые доход-потребление. Кривая Энгеля.

 

Если одновременно падает цена на два различных товара, то это означает, что повышается реальный доход потребителей., а значит равномерное смещение бюджетной линии вправо, аналогичный результат, если цены не меняются, а номинальный доход потребителя увеличивается.

Y

 

С3

С2

С1

 


R1 R2 R3

Сдвиг бюджетной линии меняет параметры потребительского равновесия от С1 è С2 è С3 è è Сn. В соответствие с повышением дохода, соединив эти точки получим кривую доход – потребление.

 

Таким образом линия доход-потребление связывает точки равновесия и показывает как возрастает потребление товара в соответствие с повышением дохода потребителя.

В американской литературе эта прямая еще называется кривой уровня жизни.

 

Для различных товаров (нормальных, неполноценных, нейтральных) эта прямая имеет различный наклон. Для нормальных товаров эта прямая имеет положительный наклон (как показано на предыдущем рисунке).

 

Для низкокачественных товаров кривая Доход-Потребление приобретает отрицательный наклон, начиная с определенного уровня дохода. Причем товар считается нормальным или ненормальным в зависимости от вкусов потребителей.

 

 

 

 

 



Рис 1 Рис 2

 

Для нейтральных благ уровень потребления постоянен при любом уровне дохода. К таким товарам относятся – соль, зубная паста и т.д. Линия доход – потребление для таких товаров – вертикальная линия. Это показано на рисунке 2.

 

 

Линия Доход-Потребление может быть использована для построения кривой Эйнгеля.

Кривая Эйнгеля представляет собой зависимость объема спроса на товар в зависимости от дохода потребителя и в графическом виде эта кривая имеет следующий вид:

спрос

 

 

 

 

 

 

 

 




Рисунок 1 доход Рисунок 2 Рисунок 3

 

Рисунок 1 – для нормальных товаров.

Рисунок 2 – для высококачественных товаров и услуг (предметов роскоши). Пока доход не достигнет определенного уровня, эти товары не доступны.

Рисунок 3 – для низкокачественных товаров. Когда доход достигает определенного уровня (пунктирная линия) эти товары постепенно перестают потребляться.

 

 

5. Понятие спроса. Построение индивидуального и рыночного спроса.

 

Рассмотрим сначала качественную сторону спроса. Очевидно, что спрос самым теснейшим образом связан с потребностями людей. Однако далеко не всякая потребность является спросом. Для того, чтобы потребность стала спросом необходимо, чтобы она стала платежеспособной. Другими словами спрос характеризуется не тем, что потребитель хотел бы купить, а тем может ли он это приобрести с учетом имеющихся у него ресурсов.

В то же время величина спроса определяется именно тем максимальным количеством блага, которое может приобрести потребитель с учетом данных условий и за данный промежуток времени.

Из этого следует, что спрос существует как бы в двух направлениях:

    1. Объем спроса – это поток, протекающий во времени. Поэтому следует всегда точно определять к какому периоду времени относится данная величина спроса.
    2. Условия в которых формируется спрос очень важны, поскольку именно они формируют причины выбора потребителя о покупке.

 

Выделяют несколько факторов, воздействующих на выбор потребителя:

Таким образом функция спроса является зависимой от многих и многих факторов. И приведенной совокупности факторов хватит, чтобы обречь практика на долгие и долгие вычисления, поэтому чаще всего поступают обратным образом: сокращают число принимаемых во внимание факторов до необходимого минимума. Фактически это считается, что все остальные факторы считаются неизменными. В крайнем случае получается зависимость спроса на данный товар от цены на него: Qd = f(P). Таким образом, при всем многообразии конкретных зависимых функций спроса их объединяет одно общее свойство: при повышении цены величина спроса уменьшается, а при уменьшении цены спрос на данное благо повышается.

Именно эта имперически выведенная зависимость и получила название – закон спроса.

Р (цена)

 

 

 


 


 

 

 


спрос

Вместе с тем взаимосвязь цены и покупаемого блага можно рассматривать и в обратном направлении. В этом случае та же кривая спроса на том же графике будет показывать, какую именно максимальную цену готов заплатить потребитель за каждое данное количество блага.

В тоже время следует отличать изменение объема спроса как такового, так и просто изменение количества покупаемого товара. Когда цена товара изменяется, то имеет место движение вдоль кривой спрос. Когда изменяется по крайней мере одно из прочих равных условий, то имеет место изменение объема спроса и смещение графика спроса.

 

Построение индивидуального и рыночного кривой спроса.

Решение задачи потребительского выбора позволяет построить кривые индивидуального спроса. Эта кривая показывает каким образом количество покупаемого блага связано с ценой этого блага.

Эффект дохода и эффект замещения лежат в основе построения графиков индивидуального и рыночного спроса в ординалисткой концепции полезности.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Р1 Р2 Р3

 

Цена товара уменьшается, а значит бюджетная линия смещается против часовой стрелки è сдвиг точек касания покажет изменение спроса на товар. На нижнем графике – график спроса на нормальное благо. Если на верхнем рисунке соединить все точки оптимума потребителя, то получим линию Цена-Потребление. Эта кривая для различных видов взаимосвязанных благ будет различна. На товары субституты она имеет отрицательный наклон, если же товары взаимодополняемы, то линия Доход-Потребление имеет положительный наклон, а если товары независимы друг от друга, то линия Цена-Потребление горизонтальна. Линия Цена-Потребление используется для построения кривой индивидуального спроса, путем установления графического равновесия точек равновесия и цен блага.

Построение кривой рыночного спроса. Эта кривая характеризует общий спрос всех потребителей при каждой данной цене товара. Кривая рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса на данный товар:

 

 

 

 

 


 

 

 




 

 




Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3

 

Рисунок 1 – кривая индивидуального спроса потребителя 1.

Рисунок 2 – кривая индивидуального спроса потребителя 2.

Рисунок 3 – кривая рыночного спроса потребителей 1 и 2. Получается путем горизонтального суммирования Рисунок 1 + + Рисунок 2.

 

 

6. Изменение величины спроса и изменение спроса. Факторы изменения спроса. Смотри ответ на предыдущий вопрос.

 

 

7. Ценовая эластичность спроса.

 

8. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эаластичность.

 

 

9. Производственная функция. Изокванта.

 

Производство это процесс преобразования факторов производства в готовую продукцию. Всего известно четыре фактора производства:

  1. Земля
  2. Труд
  3. Капитал
  4. Предпринимательство.

 

Эти факторы производства используются в определенной комбинации, которая зависит от технологии производства.

Технология – практические знания о производстве товаров и услуг. Совершенствование технологии – основной фактор повышения результативности производства, позволяет создавать новые виды продукции. Формально процесс производства можно описать с помощью производственной функции.

 

Производственная функция – зависимость объема выпуска продукции от различного сочетания ресурсов. Производственная функция строится для определенной технологии и анализируется, когда НТП постоянно. Производственная функция показывает эффективную технологию, поэтому производственная функция отражает максимальный объем продукции, который может произвести фирма при определенном сочетании факторов производства.

В то же время производственная функция выражает зависимость между заданным выпуском и минимально возможным набором факторов производства, обеспечивающим этот выпуск.

Если свести производственную функцию к затратам труда и капитала, то мы получим двухфакторную производственную функцию.

 

Q = f (K,L)

Производственные функции различны для разных видов производства. Но они обладают общими свойствами:

    1. Существует предел для повышения для повышения объема производства за счет повышения одного ресурса при прочих равных условиях, т.е прирост производства стремится к нулю при постоянном изменении одного из факторов.
    2. Существует определенная взаимная дополняемость факторов производства, в то же время возможна взаимозаменяемость этих факторов производства без снижения объемов выпуска.

Двухфакторную производственную функцию можно представить в табличной форме и в графической форме, но если функция содержит более чем 2 фактора, то здесь требуется математический анализ.

Табличная форма производственной функции представляет собой производственную сетку:

 

 

 

На пересечении факторов труда и капитала – максимально возможный выпуск продукции, при данной комбинации K, L.

Различным комбинациям факторов производства будет соответствовать иногда равный выпуск продукции. Для построения графика необходимо найти точки неизменного выпуска, мы построим изокванту:

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 


L

 

Изокванта показывает всю совокупность факторов производства, которые обеспечивают одинаковый выпуск продукции.

Изокванта показывает, что существует множество вариантов для производства данного продукта. Причем изокванта аналогична кривой безразличия.

Карта изоквант – представляет собой набор изоквант, каждая из которых показывает максимальный объем выпуска продукции при определенном сочетании факторов производства. Карта изоквант – графической изображение производственной функции:

К

 

 

 

 

 


L

Свойства изоквант:

    1. Чем дальше изокванта от начала координат, тем выше объем выпуска продукции
    2. Изокванты имеют нисходящий характер, это означает, что вдоль данной изокванты снижение труда вызывает повышение фактора капитал, чтобы не допустить снижение производства.
    3. Предельная норма технологического замещения (MRTS):

изм К

MRTS = изм L

 

MRTS показывает какое количество капитала может заменить одна дополнительная единица труда при условии, что объем выпуска равен const .

Два особых случая производственной функции:

  1. Если факторы производства – абсолютно заменяемы (при условии, что MRTS = const). Это означает, что один и тот же объем выпуска может обеспечиваться либо только L или только К или L + К.
  2.  

    L

     

    А

     

    В

     


    С К

    А, В, С – альтернативные варианты производства определенного уровня продукции.

     

  3. Если замещение одного фактора другим невозможно, то изокванта имеет вид прямого угла. Например: такси и водитель.

 

 

 


 




 

Здесь фиксированная структура в выборе факторов производства. Фирма ограничена в выборе способов производства.

Форма изоквант показывает гибкость принимаемых фирмой решений по производству.

Производственную функцию следует рассматривать в краткосрочном и долгосрочном периодах:

 

Краткосрочный период (SR) – период времени, когда один из факторов производства = const .

Долгосрочный период (LR) – период времени, достаточный для изменения всех факторов производства.

 

В SR (краткосрочный период) факторы производства делятся на:

  1. Постоянные
  2. Переменные

В LR (долгосрочный период) факторы производства делятся на:

Только переменные.

 

 

10. Производственная функция SR (краткосрочный период) или производство с одним переменным фактором.

 

Рассматривая данный вопрос примем:

К = const

L = переменный.

Рассмотрим влияние переменного фактора на производство, для этого введем новые понятия:

    1. СП (совокупный продукт) – ТР
    2. АР – средний продукт
    3. МР – предельный продукт.

 

ТР (совокупный продукт) – количество продукции, произведенной при определенном количестве переменного фактора при прочих неизменных ФП (факторы производства) .

 

ТР (совокупный продукт) на карте изоквант показывает смещение изоквант выше и правее.

 


 

 

 

 


АР (средний продукт) – это отношение ТР (совокупный продукт) к затратам переменного фактора:

АР (средний продукт) = ТР (совокупный продукт) / L

 

МР (предельный продукт) - это выпуск, обеспечивающийся дополнительной единицей переменного фактора, который определяется:

 

МР (предельный продукт) = измен. ТР (совокупный продукт) / измен. L

 

Динамика величин:

При повышении L – объем выпуска увеличивается, а затем, после точки максимума, уменьшающаяся часть обозначена пунктирной линией и не входит в график производственной функции:

ТР (совокупный продукт)

 

 

 

 

 

 

 


 

L

 

Эта пунктирная часть графика говорит о том, что имеется избыток труда è работники мешают друг другу в результате эффективность производства понижается.

 

АР (средний продукт)

МР (предельный продукт)

А – максимум МР (предельный продукт)

 

 

 

М – максимум АР (средний продукт)

 

 

 

С – МР (предельный продукт) = 0


 

 

Когда МР (предельный продукт) > АР (средний продукт) , то АР (средний продукт) – увеличивается.

Когда МР (предельный продукт) < АР (средний продукт), то АР (средний продукт) – уменьшается.

Когда МР (предельный продукт) = АР (средний продукт), то АР (средний продукт) = максимум.

 

Имеется взаимосвязь между ТР (совокупный продукт), МР (предельный продукт), и АР (средний продукт). Эти графики расположены один над другим:

 

 

ТР (совокупный продукт)

С

М

 

 

 

А

 

 


Ар А

Мр

 

 

 

М

 

 

 

 


С

 

 

А – это точка изгиба кривой ТР (совокупный продукт), в которой изменяется выпуклость графика ТР (совокупный продукт). Эта точка соответствует максимум МР (предельный продукт).

 

До точки А наклон кривой ТР (совокупный продукт) и МР (предельный продукт) – увеличиваются, а после точки А эти величины уменьшаются.

 

АР (средний продукт) достигает точки максимума в точке М, где луч ОВ касается кривой ТР (совокупный продукт).

 

В – точка, где ТР (совокупный продукт) достигает максимума, а МР (предельный продукт) = 0.

 

Если производство продолжить после точки С, то объем выпуска будет уменьшаться, а МР (предельный продукт) примет отрицательное значение.

 

Производство в рамках SR (краткосрочный период) можно разделить на следующий стадии:

    1. Связана с началом производства, когда L = 0 и продолжается до тех пор, пока МР (предельный продукт) не станет максимальным. На этой стадии повышается L и тем самым приводит к роста АР (средний продукт), ТР (совокупный продукт),МР (предельный продукт) до точки А, здесь капитал в избытке по сравнению с трудом.
    2. На этом отрезке ТР (совокупный продукт) повышается до максимума в точке С, а АР (средний продукт) и МР (предельный продукт) понижаются.
    3. МР (предельный продукт) < 0, а ТР (совокупный продукт) понижается – на данном этапе уже труд в избытке по сравнению с капиталом.

 

Причем первая и вторая стадии симметричны, но не желательны. Фирма должна их избегать.

Вторая стадия является оптимальной с точки зрения эффективности использования ресурсов и пропорций между затратами капитала и труда.

Основная закономерность в SR (краткосрочный период) – это закон убывающей отдачи. Суть которого в следующем:

 

  1. При повышении количества используемого фактора при фиксированных других, МР (предельный продукт) переменного фактора будет уменьшаться. Данный закон действует только в SR (краткосрочный период). Он описывает уменьшение МР (предельный продукт), но не обязательно до отрицательного значения. Данный закон применим к определенным технологиям, т.е. он не ставит границ для экономического роста. Совершенствование технологий отодвигает действие этого закона.
  2. До тех пор, пока МР (предельный продукт) > АР (средний продукт), АР (средний продукт) всегда повышается.
  3. До тех пор, пока МР (предельный продукт) > 0. ТР (совокупный продукт) – повышается или если повышается ТР (совокупный продукт) è МР (предельный продукт) > 0.

     

  4. Если АР (средний продукт) > МР (предельный продукт) è эффективное расширение производства неизменными методами уже невозможно.

 

 

11. Производственная функция в LR (долгосрочный период). Функция Кобба–Дугласа.

 

Рассмотрим стратегию производства в LR (долгосрочный период) . При LR (долгосрочный период):

L = var

К = var

Для этого используем изокванту.

  1. Отрицательный наклон изокванты говорит о взаимозаменяемости одного фактора производства другим.

MRTS определяет величину К, которую может заменить единица L.

Выпуклая форма изокванты показывает, что MRTS понижается по мере движения вдоль изокванты, это означает, что 1 единица L может заменить все меньшее количество К. Причина – факторы производства дополняют друг друга. Взаимодополняемость факторов производства – одна из основных предпосылок теории производства. è нет абсолютно взаимозаменяемых факторов. Кривизна изоквант отражает трудности, которые возникают при замещении одного фактора другим в рамках данного объема выпуска.

Причем MRTS зависит от МР (предельный продукт) факторов производства – К и L.

МР (предельный продукт) факторов производства = это показатель его результативности. Чем больше МР (предельный продукт) , тем меньше его надо для замещения другого фактора, т.е. существует обратная зависимость MRTS от МР (предельный продукт):


Изм. К МР (предельный продукт) L


Изм. L МР (предельный продукт) К

Чем больше МР (предельный продукт) L , тем меньше труда необходимо для замещения К.

 

2 аспект LR (долгосрочный период):

Проблема этого аспекта: как меняется выпуск продукции, когда пропорционально растут факторы производства. Зависимость роста ФП (факторы производства) и объема выпуска продукции характеризуется эффектом масштаба.

Эффект масштаба:

Есть три вида эффекта масштаба:

  1. положительный эффект масштаба
  2. отрицательный эффект масштаба
  3. эффект масштаба const

 

1. Положительный эффект масштаба.

Если повышается объем выпуска продукции в большей степени, чем ФП (факторы производства), то è положительный эффект масштаба. Например К и L выросли в 2 раза, а объем выпуска продукции вырос в 2,5 раза.

Положительный эффект масштаба есть следствие применения все более сложного и мощного оборудования в условиях крупномасштабной деятельности и следствие углубления специализации труда.

 

  1. Отрицательный эффект масштаба.
  2. Если прирост ФП (факторы производства) дал непропорциональную отдачу è отрицательный эффект масштаба .

    Отрицательный эффект масштаба имеет место при проблемах координации задач в крупномасштабном производстве.

     

  3. Эффект масштаба const .

Если изменение ФП (факторы производства) ведет к такому же изменению объема выпуска, то имеет место эффект масштаба равный const.

 

Положительный и отрицательный эффект масштаба графически можно представить с помощью изоквант.

 

 

 

К

В

 

 

 


1


2

 

 


О

5 10 L

 

Луч ОВ содержит различные сочетания L и К, которые могут использоваться для выпуска продукции при сохранении постоянных пропорций ФП (факторы производства).

Чем ближе изокванты друг к другу, тем больше проявляется положительный эффект масштаба. Чем больше расстояния между кривыми, тем в большей степени проявляется отрицательный эффект масштаба. Если расстояние между кривыми постоянно, то эффект масштаба равен const.

При прочих равных условиях, чем больше эффект масштаба, тем более крупные фирмы действуют в отрасли.

Обычно производственные отрасли имеют больший эффект масштаба, чем сфера услуг.

 

Функция Кобба – Дугласа.

Для определения эффекта масштаба в отрасли используют функцию Кобба – Дугласа. Она равна:

Q = B*K*K*M.

 

При этом, если (а1+а2+а3)> 1, то в отрасли положительный эффект масштаба.

Если (а1+а2+а3)< 1, то в отрасли отрицательный эффект масштаба.

Если (а1+а2+а3) = 1, то в отрасли эффект масштаба крнст.

В данном случае:

Q – объем производства

L, К, М – затраты труда, капитала и материалов соответственно.

В, а1, а2, а3 – числовые коэффициенты, характеризующие данную отрасль.

 

 

 

12. Издержки производства и прибыль: экономический и бухгалтерский подход. Функция издержек производства в краткосрочном периоде.

 

ИП ((С) издержки производства)) – затраты на производство продукции или то, во что обходится изменение блага.

 

Как же считать затраты. Экономисты и бухгалтеры ответят на этот вопрос по разному.

Бухгалтеры определяют ИП ((С) издержки производства)) как фактические затраты фирмы на приобретение ФП (факторы производства). Это затраты на сырье, топливо и т.д.

Затраты в денежной форме, проходящие через бухгалтерские документы, приобретают явный характер. Поэтому бухгалтерскую прибыль еще иногда называют явные или внешние затраты, т.к. ресурсы приобретаются на стороне. Но этот подход к определению ИП ((С) издержки производства)) не учитывает свойство редкости и ограниченности ресурсов, а значит и необходимость их эффективного использования. Бухгалтеры склонны к ретроспективному взгляду на финансы фирмы, они отслеживают исключительно входящие и исходящие денежные потоки. И оценивают эффективность фирмы в прошлом, за отчетный период.

В отличие от бухгалтеров экономистов интересует перспектива фирмы è экономисты учитывают все альтернативные варианты использования ресурсов.

Экономический подход основан на выявлении максимальной ценности при альтернативном использовании ФП (факторы производства). Величина неполученных благ – альтернативные издержки. А максимальная выгода отвергнутых ценностей измерит их в денежной форме. Поэтому с точки зрения экономиста, величина ИП ((С) издержки производства)) определяется денежной выручкой от наиболее выгодного из всех альтернативных способов производства. С позиции фирмы – экономические ИП ((С) издержки производства)) - это выплаты, которые фирма сделает владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы в отрасль для производственного процесса и отвлечь из от альтернативных вариантов применения. Экономисты включают в ИП ((С) издержки производства)) не только явные ИП ((С) издержки производства)), но и неявные ИП ((С) издержки производства)), которые не отражаются в денежных документах, но влияют на принятие решений.

 

С экон = С бух + С неявные

 

Неявные (внутренние ИП ((С) издержки производства))) – они возникают при использовании собственных ресурсов фирмы. Эти ИП ((С) издержки производства)) не предусмотрены контрактом и не приобретают денежной формы.

 

Неявные (внутренние ИП ((С) издержки производства))):

 

 

Нормальная прибыль фирмы – минимальная плата за предпринимательский талант, которая необходима для удержания его в данном деле.

Если нет нормальной прибыли, то предприятие не будет осуществлять производство.

 

Экономические ИП ((С) издержки производства)) связаны не только с привлечением ресурсов, но и с потерей доходов, которые могли бы возникнуть на стороне.

Поэтому экономические ИП ((С) издержки производства)) – это не только ИП ((С) издержки производства)), но и доходы, которые могли бы возникнуть.

 

è экономические ИП ((С) издержки производства)) следует считать до начала производства, а не после.

 

Не возвращаемые издержки производства – на раннем этапе развития производства и не возвращаемые ресурсы.

И хотя не возвращаемые ИП ((С) издержки производства)) - явные, но их всегда игнорируют принимая экономические решения, т.к. их альтернативная стоимость в настоящее время равна 0.

 

Прибыль – разница между выручкой и ИП ((С) издержки производства)).

Выручка = ТR (выручка).

ТR (выручка) = Р *Q

 

Прибыль = П (прибыль).

П (прибыль) = ТR (выручка) – С.

 

Поскольку экономисты и бухгалтеры считают ИП ((С) издержки производства)) по разному, то экономическая и бухгалтерская прибыль будут различны.

П (прибыль) бух = ТR (выручка) – С бух

 

П (прибыль) экон = ТR (выручка) – С экон

 

П (прибыль) экон < П (прибыль) бух на величину неявных ИП ((С) издержки производства)).

С точки зрения экономиста производство является прибыльным когда покрываются все ИП ((С) издержки производства)) и явные и неявные.

 

Если П (прибыль) = 0, то предприниматель получает только нормальную прибыль, которая позволяет ему продержаться в рамках данного производственного процесса.

 

 

ИП ((С) издержки производства)) в SR (краткосрочный период).

 

В SR (краткосрочный период) ИП ((С) издержки производства)) делятся на:

    1. Постоянные – денежные затраты не зависят от объема производства. (TFC)

 

 

TFC (постоянные издержки)

 

 

 

 

 


 

 

 

 


Q

 

2. Переменные ИП ((С) издержки производства)) – изменяются вместе с выпуском продукции (TVC (переменные издержки)).

 

TVC (переменные издержки)

 

 

 

 

 

 

 

 


Q

 

3. Общие ИП ((С) издержки производства)) .

TC (общие издержки) = TVC (переменные издержки) + TFC (постоянные издержки).

 

 

TC (общие издержки)

 

 

 

 

 

TFC (постоянные издержки)

 


 

 

Также существует три вида средних ИП ((С) издержки производства)):

    1. Средние постоянные – AFC (средние постоянные издержки).
    2. Средние переменные – AVC (средние переменные).
    3. Средние общие – ATC (средние общие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

AFC (средние постоянные издержки) ATC (средние общие) AVC (средние переменные)

 

U – образная форма AVC (средние переменные) и AFC (средние постоянные издержки) – действие закона убывающей отдачи. Когда отдача переменного ФП (факторы производства) в стадии возрастания, все меньшее количество ресурсов требуется для производства дополнительной единицы продукции è график убывает. В стадии убывающей отдачи, картина противоположная AVC (средние переменные) и AFC (средние постоянные издержки) возрастают.

 

МС (предельные издержки)

ATC (средние общие)

 

AVC (средние переменные)

 

 

 

F

 

 


Тоска F на графике AVC (средние переменные) – это точка бегства, если рыночные цены ниже этого уровня, то фирма покидает отрасль, т.е. min значение AVC (средние переменные) – это граница существование фирмы.

 

Предельные ИП ((С) издержки производства)) - МС (предельные издержки) – это дополнительные затраты на выпуск дополнительной единицы продукции.

МС (предельные издержки) = изм. TC (общие издержки) / изм. Q/

 

График МС (предельные издержки) смотри выше на графике. Форма МС (предельные издержки) задана ЗУД (закон убывающей доходности). В SR (краткосрочный период) МС (предельные издержки) определяются только переменным фактором для каждой дополнительной единицы продукции. Растущая отдача от примененных ресурсов выражается в падении МС (предельные издержки), а убывающая отдача в их росте.

 

Взаимосвязь графиков:

График МС (предельные издержки) пересекает AVC (средние переменные) и ATC (средние общие) в точке min – это правило, т.е. до тех пор, пока МС (предельные издержки) < ATC (средние общие) < AVC (средние переменные), последние убывают.

Если МС (предельные издержки) > AVC (средние переменные) > ATC (средние общие), то последние возрастают.

Если МС (предельные издержки) = AVC (средние переменные) = ATC (средние общие) в точке min ATC (средние общие) и AVC (средние переменные).

 

Взаимосвязь ИП ((С) издержки производства)) и производственной функции.

Если L – единственный переменный фактор, то переменные издержки можно определить из среднего продукта.

 

AVC (средние переменные) = TVC (переменные издержки) / Q = Р (труда) * L / Q.

 

 

 

 

13. Функция ИП ((С) издержки производства)) в LR (долгосрочный период).

 

В любой момент времени фирма имеет определенные размеры. В пределах этих размеров ИП ((С) издержки производства)) изменяются в соответствии с правилами описанными в SR (краткосрочный период). В условиях LR (долгосрочный период) фирма может изменять все свои ФП (факторы производства) и ресурсы è все ФП (факторы производства) становятся переменными.

 

Фирма изменяет параметры своей деятельности, стремясь изменить свои АС (средние издержки).

 

Чтобы увидеть как изменяется АС (средние издержки) в LR (долгосрочный период), построим долгосрочную кривую АС (средние издержки). На основе SR (краткосрочный период) графиков ATC (средние общие). Путем соединения точек их минимума.

 

 

 

15. Экономическая прибыль и экономические ИП ((С) издержки производства)).

 

Для ответа на этот вопрос смотри ответ на вопрос номер 12.

 

 

16. Максимилизация прибыли.

Цель любой конкурентной фирмы – max фирмы. Исследование процесса max фирмы и влияние его на предложение. В SR (краткосрочный период) есть два способа max прибыли.

  1. Основан на сопоставлении валового дохода ТR (выручка) и валовых издержек TC (общие издержки).
  2. ТR (выручка) TC (общие издержки)

    TC (общие издержки) ТR (выручка)

    F1

     

    F2

     

     


    Q *

     

    F1, F2 - критические точки объема выпуска. До точки F1 и после точки F2 - издержки больше, чем доход (производство не целесообразно). Между точками выручка больше, чем ИП ((С) издержки производства)), а max достигается, где точки максимально удалены друг от друга . Q * - оптимальный объем выпуска.

     

    В данной точке ТR (выручка) – TC (общие издержки) = max.

     

  3. Основан на предельном анализе.

МС (предельные издержки) = МР (предельный продукт). При условии, что Р (цена) > AVC (средние переменные).

МС (предельные издержки)

МР (предельный продукт)

 

Е МР (предельный продукт)


 

 

 


Q 1 Q * Q 2

До точки , если Q 1 < Q* , то МР (предельный продукт) > МС (предельные издержки). И каждая дополнительная единица добавляет больше к доходу, чем к расходам è имеет цель производить дополнительную единицу продукции.

Если Q 2 > Q , то МР (предельный продукт) < МС (предельные издержки) è продукцию не стоит производить.

Таким образом, Q * - есть оптимальный объем выпуска продукции, достигая которого фирма находится в равновесии.

 

 

17. Рынок совершенной конкуренции.

 

В отличие от теории потребления, где не учитывается взаимосвязь между потребителями, в теории фирмы следует учитывать взаимосвязь между фирмами и их возможность влиять на рыночную цену. Для того, чтобы анализировать экономические процессы на отраслевом уровне, необходимо представлять себе как фирмы взаимодействуют между собой. Характер такого взаимодействия определяется рыночной структурой.

Наиболее проста структура рынка совершенной конкуренции, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночной среды.

Совершенная конкуренция – это рыночная среда, при которой:

    1. продавцы принимают цены как данные и не могут на нее влиять
    2. доступ в отрасль новых продавцов ничем не ограничен
    3. продавцы не вырабатывают совместных стратегий
    4. покупатели не способны влиять на цены
    5. всем участника рынка доступна полная рыночная информация.

Рыночная структура, в которой выполняются все вышеперечисленные принципы называется иногда чистой конкуренцией. Нарушение одного из признаков ведет к несовершенной конкуренции. Если фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции, то на рыночные цены она влиять не может, т.е. полностью соглашается с ними.

 

 

18. Краткосрочное равновесие фирмы. Краткосрочная кривая предложения фирмы.

 

 

В зависимости от уровня Р (цена) различают три варианта краткосрочного равновесия:

 

  1. Р (цена) > AVC (средние переменные), но Р (цена) < ATC (средние общие)
  2. Р (цена) = ATC (средние общие)
  3. Р (цена) < ATC (средние общие)
  4.  

    Представим эти варианты графически:

     

    1. МС (предельные издержки)

    ATC (средние общие)

     

     

    AVC (средние переменные)

    MR (предельный доход)



    L

     

     

     


     

    Если цена полностью не возмещает ATC (средние общие), то фирма убыточна, но т.к. Р (цена) > AVC (средние переменные), то фирма продолжает производство, с min убытками.

    Величина убытков оценивается площадью заштрихованного четырехугольника. Если Р (цена) достигает точки L, то фирма работает на пределе свих возможностей.

    Если Р (цена) ниже L, то фирма прекращает существование (закон банкротства).

     

     

     

     

     

    2.

     

     


     

     

     

     


    Q *

     

     

    Р (цена) = ATC (средние общие).

    Цена покрывает все ATC (средние общие), но экономическая прибыль равна 0. ТR (выручка) = TC (общие издержки) (ИП ((С) издержки производства)) равны доходу). Это связано с рациональным использованием ресурсов. Цена покрывает альтернативные ИП ((С) издержки производства)). Отсутствует более выгодный способ применения ФП (факторы производства).

     

     

  5. Р (цена) > ATC (средние общие).

 

 

 

 


 

 

 


 

Заштрихованный четырехугольник показывает размер экономической прибыли.

 

 

Все три случая говорят об одном: какая цена не установлена на рынка, конкурентная фирма стремится произвести такое количество продукции, при котором МС (предельные издержки) = Р (цена). Это обстоятельство помогает построить кривую SR (краткосрочный период) предложения фирмы.

МС (предельные издержки)

 

Е0 Р0


ATC (средние общие)

AVC (средние переменные)


Е1 Р1


Е2 Р2


Е3 Р3

 





Q3 Q2 Q1 Q0

 

 

Если Р (цена) = Р 0 > ATC (средние общие), то фирма получает П (прибыль) и производит Q0.

Если Р (цена)=Р1=ATC (средние общие), то фирма не получает экономической прибыли, а объем выпуска снижается до Q1.

 

Если Р (цена) = Р2<ATC (средние общие), то фирма получает убытки и минимизируя их продолжает производство.

Если Р (цена)=Р3, то объем выпуска снижается до Q3 è Р (цена)=AVC (средние переменные), т.е. фирма работает на пределе.

Если Р (цена)=Р4 < AVC (средние переменные), то фирма ничего не производит и не поставляет на рынок.

 

Т.о. min Р (цена), которая позволяет фирме производить и предлагать на рынке продукцию = AVC (средние переменные), а любая Р (цена) > AVC (средние переменные) приемлема для фирмы и позволяет ей продавать с выгодой продукцию.

 

Кривая МС (предельные издержки) показывает точки оптимального выпуска продукции при различных значениях р. Кривая показывает соотношение Р (цена) и объема выпуска продукции предлагаемых на рынке товаров и есть кривая предложения фирмы (жирная линия на графике).

 

Вывод:

Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции является отрезок кривой МС (предельные издержки), расположенный выше кривой AVC (средние переменные).

 

Кривая предложения отрасли в краткосрочном периоде получают путем горизонтального суммирования кривых предложения отдельных фирм.

Рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции определяется точкой пересечения кривых рыночного спроса и предложения отрасли.

 

 

19. Закон предложения. Изменение величины предложения и изменение предложения. Факторы изменения предложения.

 

Предложение – это готовность фирм, изготовителей и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров по данной цене.

Цена и количество товаров здесь изменяется однонаправлено: повышение цены товара вызывает увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже. Важнейшим определяющим фактором здесь является изменение цены товара. От цены зависит и количество предлагаемых товаров и доходы фирм производителей и продавцов. Чем выше эти доходы, тем оперативнее растет количество предлагаемых товаров. В тоже время предложение имеет смысл только тогда, когда это подтверждают приемлемые для него цены. При неудовлетворительной тенденции цены требуется сложная предпринимательская деятельность по экономии ресурсов и затрат, а также повышению производительности производства.

Прямую зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара можно выразить и графически по аналогии со спросом.

 

Р (цена)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Q

 

Все точки лежащие на неподвижное кривой предложения показывают лишь изменение количества предлагаемого товара в зависимости от цены, в то время как неизменным остается объем предложения. Если же под влиянием внешних факторов кривая предложения смещается в какую-нибудь сторону, то изменяется уже объем предложения.

Функция предложения представляет собой функцию производства по выпуску товаров. Функция предложения осуществляется лишь в том случае, если рыночная цена предложения позволяет предпринимателю возместить все издержки по производству товара, а также принесет прибыль в виде вознаграждения за предпринимательскую работу по организации производства и продаже товаров.

Какие же неценовые факторы влияют на изменение предложения. Если перечислить кратко, то можно в их число внести следующие:

1. Уровень технологии производства данных товаров. Под технологией в данном случае следует понимать и пропорции и качество применяемых ресурсов и ФП (факторы производства). Это квалификация труда, автоматизация производства, качественное производство, эффективная организация производства и труда и другие условия, которые в совокупности способствуют снижения ИП ((С) издержки производства)) выпускаемой продукции.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Равновесие фирмы в LR (долгосрочный период).

 

В данном периоде в соответствии с определением фирмы не оказывают влияние на цены. Однако в LR (долгосрочный период) фирмы имеют:

    1. Большую гибкость в расширении объема выпуска продукции и перераспределении ресурсов в другие отрасли.
    2. Число фирм в отрасли меняется è меняется предложение отрасли, цена и размер прибыли.

Экономическая П (прибыль) служит приманкой для повышения объемов выпуска и привлечения новых инвестиций в отрасль, что повышает предложение и снижает цены.

 

Предположим, что фирма достигает долгосрочного равновесия, что Р (цена)=ATC (средние общие):

 

 

 



 

 

 

 

 


Q*

 

Экономическая прибыль равна 0, т.е. у фирмы нет мотива покинуть эту отрасль. Если небольшая фирма в состоянии равновесия повышает все свои ФП (факторы производства), то она добивается положительного эффект масштаба и сокращает ATC (средние общие) опускаясь ниже уровня Р (цена).

В этом случае Р (цена) > ATC (средние общие) è экономическая прибыль.

 

Т.к. эта отрасль открыта для других фирм, то возможность получения прибыли è активная экспансия капитала в отрасль. В результате количество фирм в отрасли увеличивается è предложение товара увеличивается и при неизменном спросе понижается цена.

Процесс входа в отрасль новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока фирмы не достигнут равновесия в LR (долгосрочный период), т.е. получение экономической прибыли возможно всегда, когда рыночная цена больше min значения ATC (средние общие). Чтобы ликвидировать вход новых фирм в отрасль Р (цена) должны будут упасть до min возможных значений LR (долгосрочный период) периода, а min Р (цена) – это LR (долгосрочный период) АС (средние издержки) min.

В итоге LR (долгосрочный период) равновесие устанавливается в случае, если:

Р (цена) = МС (предельные издержки) = LR (долгосрочный период) АС (средние издержки) min.

 

Графически это можно изобразить так:

 

МС (предельные издержки)

SR (краткосрочный период) АС (средние издержки)

 

LR (долгосрочный период) АС (средние издержки)

Е


 

 

 

 


Q*

 

В точке Е:

МС (предельные издержки) = Р (цена) = SR (краткосрочный период) АС (средние издержки) = LR (долгосрочный период) АС (средние издержки)

 

SR (краткосрочный период) АС (средние издержки) min = Р (цена)

LR (долгосрочный период) АС (средние издержки) min = Р (цена)

 

Минимальное значение SR (краткосрочный период) АС (средние издержки) и LR (долгосрочный период) АС (средние издержки) совпадают и раны Р (цена), что говорит о том, что полученная выручка равна Р (цена) и покрывает ИП ((С) издержки производства)) и управления и экономическая прибыли каждой фирмы равна нулю. Поэтому не одна фирма не входит в отрасль и не покидает ее è это и будет являться конкурентным равновесием в LR (долгосрочный период).

Объем выпуска продукции и рыночная Р (цена) , которые позволяют фирмам получать экономическую П (прибыль) равную нулю – конкурентное равновесие.

Если фирма получает больше или меньше экономическую прибыль равную нулю, то принимают движение силы, обеспечивающие рост или падение цены (межотраслевая конкуренция), до того момента пока экономическая прибыль в данной отрасли не станет равной нулю.

Пока рыночная цена больше LR (долгосрочный период) АС (средние издержки) min, фирмы способны построить новое предприятие с min ИП ((С) издержки производства)) и получить экономическую прибыль.

Если Р (цена) < LR (долгосрочный период) АС (средние издержки), то фирмы способны получать больше, покинув отрасль и применяя ресурсы в другой отрасли. В результате предложение товаров сокращается, а цены растут, убытки исчезают.

Т.е. экономическая прибыль работает как приманка, приводит в отрасль с совершенной конкуренцией.

 

Итог:

Рыночный механизм ведет к тому, что на совершенных рынках фирмы продают товары по минимальным ценам, а цены формируются на уровне минимальных средних издержек – это результат конкуренции.

Каждая фирма max прибыль, но в LR (долгосрочный период) она продает товары по min возможным ценам в данной отрасли. Это и называется парадокс прибыли.

 

 

28. Рынок чистой монополии.

 

Проанализируем один из видов рынка несовершенной конкуренции – рынок чистой монополии.

Но мы оговоримся, что при анализе этого рынка важно учитывать неоднозначность этого понятия. Не следует сводить понятие монополии у словам моно – один и полис – продаю. В реальной действительности невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала одна фирма – производитель товаров не имеющих субститутов. Если все же абстрагироваться и предположить, что такая фирма производитель существует, то кривая предложения на товар такой фирмы будет выглядеть следующим образом:

 

Р (цена)

 

 

 

 

 


Q

Мы видим, что вид этой кривой абсолютно неэластичен. Это говорит о том, что при любых ценах товар потребитель будет постоянно покупать. Но возникает вопрос: что это за такой товар ? Вакцина от рака или что-то еще? В тоже время платежеспособный спрос ограничен, следовательно монополист ограничен все-таки в установке цены. Таким образом не существует в чистом виде не рынка совершенной конкуренции ни чистой монополии.

Чистая монополия отличается следующими абстрактными чертами:

  1. Монополист – это продавец единственного на рынке товара, не имеющего близких субститутов.
  2. Монополист-продавец вступает в рыночные соотношения только с покупателями продукции. Характер этих взаимоотношений таков – чтобы добиться большего объема продаж монополист должен снизить цену товара. Это на первый взгляд покажется странным, но это не так. В условиях монополии продавец товара чтобы добиться максимальной разницы между выручкой и ИП ((С) издержки производства)) снижает цену для продажи большего количества товара.

 

Монополии бывают двух видов:

    1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственных лицензий на определенный вид деятельности, например, постовая деятельность, транспорт и так далее.)
    2. Собственность на не воспроизводимые или редкие ресурсы. Классический пример – компания Де Бирс, которая имеет фактически монополистом на рынке алмазов.
    3. Авторские права и патенты.
    4. Эффект масштаба.
    5. Незаконные методы, препятствующие входу в отрасль.

 

 

29. Кривая предельного дохода чистой монополии.

 

MR (предельный доход) – это дополнительный доход от продажи дополнительной единицы товара.

Он определяется как разница между выручкой получаемой в результате продажи преидущей и последующей единицы товара. Если фирма – совершенный конкурент, то она будет продавать каждую дополнительную единицу товара по одной и той же цене, следовательно, MR (предельный доход) = const.

Каков же будет MR (предельный доход), если фирма является монополистом?

Изобразим графически динамику предельного дохода монополиста:

 

Р (цена), MR (предельный доход)

 

спрос

 

 

 

MR (предельный доход)

 


Q

 

 

Из графика видно, что кривая MR (предельный доход) монополиста снижается быстрее, чем кривая спроса на продукт. В условиях монопольного рынка MR (предельный доход) меньше цены. Ведь для того, чтобы продать дополнительную единицу товара, монополист снижает цену. Это понижение дает ему определенный выигрыш, но одновременно приносит и определенный потери. Эти потери представляют собой следующую ситуацию: продав, например, третью единицу за 37 долларов, монополист снизил тем самым цену с 40 долларов до 37. Значит все покупатели платят более низкую цену за продукцию, так как некоторые согласились бы покупать товары и за 40 долларов. Убыток на предшествующих товарах составит 3 доллара. Этот убыток и вычитывается из цены товара на данный момент и получается MR (предельный доход), равный 34 долларам.

 

 

 

30. Максимилизация прибыли чистой монополией в рамках LR (долгосрочный период) и SR (краткосрочный период). Правило большого пальца.

 

  1. Если в SR (краткосрочный период) для определенных объемов выпуска продукции кривая спроса лежит ниже кривой ATC (средние общие), то монополист получает прибыль и может ее максимилизтровать.
  2. Если в SR (краткосрочный период) кривая рыночного спроса лежит выше кривой ATC (средние общие), но не ниже кривой AVC (средние переменные), то фирма получает убытки, но должна оставаться в отрасли пытаясь по определенным правилам минимизтровать убытки.
  3. Если в SR (краткосрочный период) кривая рыночного спроса лежит ниже AVC (средние переменные), а значит и ниже ATC (средние общие), то фирма монополист должна покинуть отрасль.

При рассмотрении максимилизации прибыли и достижения равновесия следует учитывать, что равновесие достигается при равенстве МС (предельные издержки) и MR (предельный доход).

Рассмотрим эти три вида графически:

 

 

1. Монополист получает прибыль.

МС (предельные издержки)


ATC (средние общие)

 

 


спрос

 

MR (предельный доход)

 


Q1

 

Фирма достигает равновесия в точке пересечения кривых МС (предельные издержки) и MR (предельный доход) при этом монополистом устанавливается определенная цена на рынке. Сумма двух прямоугольников, получившихся на графике показывает валовую выручку. Нижний прямоугольник показывает валовые ИП ((С) издержки производства)). Верхний прямоугольник показывает величину прибыли, получаемой фирмой-монополистом.

 

2. Монополист минимизирует убытки.

МС (предельные издержки)


ATC (средние общие)

 

 


спрос

 

 

MR (предельный доход)


 

Опять фирма достигает равновесия на пересечении МС (предельные издержки) и MR (предельный доход). Но при этом кривая спроса выше кривой ATC (средние общие), следовательно, сумма двух прямоугольников – валовая выручка, но верхний прямоугольник – это валовые убытки, получаемые фирмой, однако, они минимальны, так как фирма – монополист находится в состоянии равновесия.

 

3. Монополист покидает отрасль в SR (краткосрочный период).

 

 

Аналогичный график, как во втором случае, и особых сложностей не представляет.

 

Нет большого пальца (посмотреть) …..

 

 

 

31 Отсутствие кривой предложения фирмы-монополиста.

 

Посмотреть.

 

 

32. Социальная цена чистой монополии.

 

Для того, чтобы выявить монопольную цену чистой монополии, необходимо сравнить объем предложения и цену продукции, устанавливаемых на рынке чистой монополии и совершенной конкуренции при соблюдении равенства всех прочих условий.

 

 

LR (долгосрочный период) АС (средние издержки)

Р2



Р1

спрос

 

 

MR (предельный доход)


Q2 Q1

 

При условии равенства прочих факторов чистая монополия имеет следующую социальную цену (негативные факторы):

 

 

 

33. Государственное регулирование рынка чистой монополии.

 

Основным направлением борьбы с монополиями со стороны государства является принятие антимонопольного законодательства. Такое антимонопольное законодательство напрямую запрещает объединяет объединяться в монополии и контролировать чрезмерно большую часть рынка. В основном антимонопольное законодательство любого государства запрещает предпринимать следующие действия:

 

Как видно из далеко неполного перечня методов борьбы с монополиями в руках у государства сосредоточено довольно много инструментов по влиянию на рынок как чистой монополии, так и на рынок чистой конкуренции. Поэтому государство должно довольно осторожно пользоваться этими инструментами, чтобы не навредить экономики государства в целом.

 

34. Понятие ценовой дискриминации. Совершенная ценовая дискриминация.

 

 

 

 

 

35. Ценовая дискриминация на сегментированном рынке.

 

 

 

 

36. Понятие и показатели монопольной власти.

 

 

 

 

37. Рынок монополистической конкуренции.

 

Теория монополистической конкуренции основывается на 3 допущениях:

  1. Дифференциации продукции
  2. Большом количестве продавцов
  3. Свободном входе фирм в отрасль и выходе из нее.

 

Производители стремятся сделать свою продукцию отличную, чтобы привлечь покупателей. Последние готовы платить более высокую цену за продукт, отличающийся от других. Аспирин представляет собой классический пример дифференциации продукции. Все виды аспирина не отличаются друг от друга по химическому составу, но цена аспирина весьма различна. Это связано с различными рекламными уловками и уверениями, что именно аспирин этой фирмы является наиболее эффективным и наносит меньший вред здоровью.

Монополистическая конкуренция имеет много общих черт с совершенной конкуренцией: обе рыночные структуры характеризуются большим количеством фирм на рынке, свободным входом и выходом из нее. Но в то же время есть небольшое, но очень существенное отличие – все фирмы при монополистический конкуренции могут и влияют на цену. Далее, в отличие от совершенной структуры монополистическая конкуренция характеризуется большой дифференциацией продукции. Отсюда возникает монополистический элемент. Поскольку ни одна из фирм не продает точно такой же продукт, она имеет определенную власть над ценой. Кривая спроса таких фирм наклонена вниз.

В тоже время присутствие на рынке близких по характеру заменителей ограничивает способность фирм повышать цену. При наличии на рынке сходных продуктов потребители весьма чувствительны к их цене.

 

 

39 Максимилизация прибыли в условиях монополистической конкуренции в SR (краткосрочный период) и LR (долгосрочный период).

 

 

См. ответ на вопрос 30.

 

 

 

40. Социальные издержки на рынке монополистической конкуренции.

 

 

 

 

41. Неценовая конкуренция.

 

В условиях монополистической конкуренции производитель или продавец товара может осуществлять два вида конкуренции:

1. Ценовую. В этом случае для повышения выручки, а следовательно и прибыли производитель продукции при неизменных ИП ((С) издержки производства)) повышает цену продукции. Но в условиях монополистической конкуренции на рынке присутствует большое количество товаров-заменителей, следовательно, при повышении цены, производитель может добиться обратного эффекта: в следствие уменьшения количества покупаемого товара, уменьшится выручка. В этом случае производитель прибегает к другому методу – неценовой конкуренции.

2. Неценовая конкуренция. Этот вид конкуренции осуществляется без затрагивания уровня цены.

 

 

 

 

42. Олигопольный рынок.

 

Олигополия – это рыночная структура, в которой действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рынке реализуется как стандартная, так и дифференцированная продукция.

Для олигополической фирмы характерны следующие черты – высокий уровень концентрации капитала и производства, способность влиять на уровень производства и уровень цен в отрасли. Отношения между олигополистами характеризуются как взаимосвязь. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов принимают решения только после того, как узнают каким образом отреагируют их конкуренты на эти действия.

Признаки олигополного рынка:

 

Олигопольная взаимосвязь фирм состоит в выявлении реакции конкурентов на те или иные действия.

Каким же образом выглядит кривая спроса на рынке олигополии?

Кривая спроса представляет собой ломаную линию. Рассмотрим это графически:

 

Р (цена)

J


Р3 D

D Е


Р1 E

F



Р2 H

H

 


О Q3 Q1 Q2

 

Предположим, что у фирмы цена за единицу продукции ОР1, а объем продаж ОQ1. Тогда DEF – линия спроса на товары фирмы. Она принимает решение повысит цену на товары фирмы. Новая цена на товар фирмы ОР3. Другой вариант – она понижает цену до уровня ОР2. Предположим далее, что соперники следуют за фирмой при установлении цен. В таком случае JEH представляла бы собой кривую спроса фирмы, совпадающей с кривой спроса соперников. На практике же, если одна из фирм олигополии повышает цену, то остальные фирмы не следуют за ней, чтобы не потерять свою долю рынка и, возможно, наоборот, расширить его. Если фирма понижает цену, то остальные фирмы адекватным образом реагируют на этот шаг, тоже понижая цену на продукцию. Таким образом, завершающая кривая спроса составлена из двух кривых с переломом в точке Е.

При высокой концентрации ценовые решения продавцов взаимозависимы. Олигополистические фирмы исходят из того, что прибыли будут выше, когда проводится общая политика, чем когда каждая фирма преследует свои эгоистические интересы. В олигополистических отраслях действует направление в сторону коллективных действий, приближая ценовое поведение ближе к монополии.

 

 

43. Картель.

 

 

Сговор олигополистов можно оформить в виде картельного соглашения. Картель регулирует уровень цен, объемы производства и распределение рынков. Картели, как правило неустойчивы, по следующим причинам:

    1. Рынки распределяются между участниками по капиталу и по силе. Следовательно, фирмы, которые по тем или иным причинам повысили свою власть или капитал могут потребовать перераспределения внутри картеля, а значит прежний картель распадется.
    2. Фирмы с низкими ИП ((С) издержки производства)) склонны к нарушению договоров, т.к. при более низких ценах они смогут получить большие прибыли.
    3. Позиции картеля подрывают аутсайдеры, назначая более низкие цены на свои товары.
    4. Картельные соглашения во многих странах считаются незаконными.

 

Покупатели могут страдать от картельных соглашений и цен, установленных олигополистами. В тоже время продавцы могут назначать разные цены для той или иной группы населения, тем самым осуществляя ценовую дискриминацию.

 

44. Дуополия Курно.

 

 

 

45. Сговор или конкуренция.

 

 

 

46. Лидерство в ценах.

 

Фирмы, действующие в рамках олигополистической структуры рынка, стремятся к созданию системы связей, которая бы позволила координировать поведение в общих интересах. Одной из форм такой координации является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что изменения в справочных ценах объясняются определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней. Различают три типа ценового лидерства:

    1. Лидерство доминирующей фирмы. Ситуация на рынке, когда одна из фирм контролирует не менее 50 процентов производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений.
    2. Тайный сговор о лидерстве. Предполагает коллективное лидерство в ценах нескольких крупнейших фирм в отрасли, учитывающих интересы друг друга. Ценовые лидеры должны при этом решить вопрос, объявлять ли изменение цен, благоприятный только для них, или установить такой уровень цен, который смягчит противоречия между всеми фирмами, действующими в отрасли.
    3. Барометрическое ценовое лидерство. В отличие от предыдущего типа ценового лидерства – более аморфная и неопределенная структура. Оно зачастую не обеспечивает достижения высокого уровня цен. Нередко происходит смена лидера. За ним не всегда следуют из-за отсутствия у него возможности принудить остальных участников рынка следовать за ним в ценах. Часто барометрические лидеры осуществляют свои функции де-юре. Они объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими производителями отличаются от остальных.

 

Другим средством поддержания дисциплины в отрасли является правило большого пальца. Все фирмы в своей деятельности придерживаются одной и той же формулы: цена = ИП ((С) издержки производства)) + П (прибыль) . При калькуляции фирмы используют стандартный объем производства. Стандартная же цена исчисляется путем добавления к ИП ((С) издержки производства)) той нормы прибыли, которая необходима фирме в результате такой деятельности всеми фирмами, их поведение становится все более и более предсказуемой.

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz