Основы предпринимательства.

 

Курс лекций за второй семестр первого курса ОмГУ.

Преподаватель: Мухаровский Н.В.

 

 

 

 

 

Введение. Концепция и сущность предпринимательства.

 

 

  1. Развитие, сущность предпринимательства.
  2. Субъекты предпринимательство.
  3. Объекты предпринимательство.
  4. Развитие предпринимательство в России.

 

  1. Теория предпринимательство развивалась вместе с хозяйственной деятельностью людей. Первым теоретиком предпринимательство считается Котильон. Он отмечал расхождения между спросом и производством, постоянный перелив капитала, нарушение рыночного равновесия, что позволяет отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Их он называл предпринимателями, а их доход – предпринимательским. В этом же веке Ж.Б.Сэй говорит, что предприниматель – человек, перемещающий ресурсы из одной отрасли производства в другую. Причем с наиболее полной отдачей.

А.Смит считал предпринимателем собственника средств производства, который получает предпринимательский доход.

В конце 18-начале 19 века происходит разделение понятий собственник ресурсов и предприниматель, который берет эти ресурсы у собственника и заставляет их работать. Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес Шумпетер. Он указал, что предприниматель – то человек, который новым способом обеспечивает комбинирование факторов производства. В основе новой комбинации факторов производства:

    1. Создание нового материального блага или нового его качества
    2. Внедрение новой технологии производства или нового метода использования техники.
    3. Изучение и освоение нового рынка
    4. Получение новых источников сырья и материалов вне зависимости от того, существовал он ли ранее
    5. Осуществление соотношения реорганизации производства.

 

Следующий этап – австрийская школа (Мизер, Хайек).

Они подробно исследовали рыночную ситуацию, спрос, предложение и поведение в них предпринимателя.

Если суммировать все современные подходы, то можно дать следующее определение предпринимательства:

Предпринимательство – новаторская, инициативная деятельность субъекта собственности с целью создания материальных благ или услуг.

 

Таким образом, составляющим понятием предпринимательства:

    1. инициативная деятельность субъекта экономики
    2. инновационная и творческая деятельность
    3. деятельность по организации производства и управлению им
    4. рисковая деятельность с полной личной ответственностью
    5. деятельность, направленная на удовлетворение потребностей и получение дохода

 

В ЭТ используется два понятия – предпринимательство и бизнес.

Между этими понятиями существует определенная взаимосвязь, но есть и существенные различия.

Бизнес – сфера предпринимательской деятельности, сфера приложения труда и капитала. Бизнес не принимает решений, не чувствует рынок.

Предпринимательство – деятельность субъекта в определенной сфере бизнеса. Предприниматель чувствует, думает, принимает решения.

Сегодняшнее определение предпринимателя имеет следующий вид:

Предприниматель – субъективный фактор воспроизводства, способный на инновационную и инициативную деятельность, способный обеспечивать новые комбинации факторов производства.

Предприниматель обладает качествами:

 

Согласно последним исследованиям предпринимательством занимается около 10 процентов населения.

 

 

 

  1. Предпринимательство – система экономических связей между субъектами экономики. Выделяют 4 группы субъектов:

 

    1. сами предприниматели. Основой их предпринимательской деятельности является частная форма собственности на средства производства. Он осуществляет весь цикл предпринимательской деятельности.
    2. Потребитель. Основа их бизнеса – собственность на доход, экономический интерес – удовлетворение потребностей.
    3. Работники по найму. Основа из бизнеса – собственность на ресурсы, на рабочую силу. Без соединения рабочей силы и средств производства не возможна предпринимательская деятельность. Они выполняют следующие функции:
    4. А) являются участниками процессов производства

      Б) Получают заработную плату, они переходят в разряд потребителей

      В) заключая сделку с предпринимателем, они тоже идут на риск, т.к. в условиях рыночной Экономики нет гарантий, что этот риск не будет использован надлежащим образом.

    5. Государство. Оно рассматривается как субъект в двух аспектах:

 

 

  1. Объектом предпринимательской деятельности является товар. В рыночной экономике товарами и объектами предпринимательской деятельности являются:
    1. Физические объекты
    2. Услуги
    3. Коммерческая информация

 

Все товары делятся:

  1. По времени использования: товары длительного пользования и краткосрочного пользования.
  2. По характеру потребления:
    • повседневного спроса
    • предварительного выбора
    • особого спроса
    • пассивного спроса

 

  1. Промышленные товары классифицируются:
    • материалы
    • детали
    • капитальное имущество
    • вспомогательное оборудование

 

Как правило, товар имеет свою атрибутику: марку, марочное название, марочный знак, товарный знак, авторское право.

Каждый товар имеет свой жизненный цикл. Как правило, этот жизненный цикл складывается из следующих стадий:

    • рост
    • зрелость
    • старение
    • ликвидация

 

 

4.

 

 

 

 

 

Условия осуществления предпринимательской деятельности.

  1. Предпринимательская идея,: сущность, отбор, анализ.
  2. Формы реализации предпринимательской идеи: бизнес-план и технико-экономическое обоснование.
  3. Экономическая среда предпринимательской деятельности.

  1. Каждый предприниматель в процессе организации предпринимательской деятельности должен обладать предпринимательской идеей. Предпринимательская идея – отражение в сознании предпринимателя потребностей общества и путей их удовлетворения. Основными источниками предпринимательской идеи являются:
    • Товарный рынок
    • Анализ географических и структурных разрывов в системе общественного производства
    • Достижения науки и техники
    • Появление новых идей на основе анализа существующих товаров.
    • Анализ предшествующих лет развития рынков товаров и услуг
    • Предугадывание появление новых потребностей и удовлетворение их.

 

После того, как был определен круг идей – анализ, который ставит целью, какие из идей использовать в производстве. Для этого идеи подвергаются экспертизе (внешней и внутренней). Если отбор осуществляется внутренней службой, то он происходит по следующим правилам:

    • Эффективная идея. Идея А позволяет получить 5 млн. дол., а идея В – 1 млн.дол.
    • Перспективы завоевания рынка А – 10%, В – 20%
    • Длительность работы от проекта до его реализации
    • Доступность, цена и спрос
    • Наличие квалифицированной рабочей силы, а также необходимых менеджеров.

 

 

 

 

После определения общей эффективности разрабатываются документы по реализации идеи. В современных условиях основная форма реализации – бизнес-план. Он состоит из преамбулы и 10 разделов. В преамбуле должно быть такое объяснение, чтобы предпринимательский партнер, кредитор или бизнесмен заинтересовался, просчитав бизнес-план. То есть она рассчитана на партнеров и кредиторов. Основная часть состоит из:

    1. Описания того или иного дела, которым намерена заняться фирма
    2. Анализ рынка сбыта
    3. Конкуренты: кто является крупнейшим производителем товара или его аналога, характеристика товара конкурента, реклама товара конкурента.
    4. План маркетинга
    5. План производства: на каких предприятиях производится товар, технология производства, проблемы производства, поставщики материалов и т.д.
    6. Партнеры по бизнесу
    7. Правовые вопросы
    8. Предпринимательский риск
    9. Финансы
    10. Стратегия финансирования.

 

 

 

Базовые и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

 

 

  1. Базовые формы предпринимательской деятельности.

В мировой практике сложились следующие базовые формы предпринимательской деятельности:

    • Индивидуальное предпринимательство
    • Партнерство
    • Корпорация

 

 

Вид

Уровень сложности

Возможность формирования капитала.

Ответственность

Контроль

Индивидуальное

Легко организуется и ликвидируется, здесь ограничено количество необходимых учредительных документов

Источники капитала ограничены личными сбережениями и получением кредита

Несут полную ответственность за свою деятельность всем имуществом

Полный контроль над деятельностью

Партнерство

То же, что и у индивидуального, но здесь добавляется учредительный договор, который должен обязательно подписываться

Увеличение капитала лучше, чем в индивидуальном за счет складочного капитала.

Каждый отвечает как по своим обязательствам, так и по партнерским.

 

Корпорация

Требуется разрешение властей, составляется определенный перечень документов и требуется определенная регистрация

Имеется очень большая возможность увеличения капитала за счет выпуска новых акций.

Ответственность ограничена имуществом АО, т.е. суммой, уплаченной за акции, но не самими акциями.

 

 

На основе базовых форм предпринимательской деятельности выделяют следующие организационно-правовые форм предпринимательской деятельности:

На основе индивидуального предпринимательства:

    • Индивидуальная трудовая деятельность
    • Индивидуальное частное предприятие

 

Партнерство:

    • Полное товарищество
    • Товарищество на вере
    • Кооперативы

 

Корпорации:

    • ЗАО, ОАО
    • ООО
    • ОДО (общества с дополнительной ответственностью)

 

Особые группы составляют государственные и муниципальные предприятия, хотя они могут образовываться т на основе товариществ и корпораций.

Факторы, от которых зависит выбор организационно-правовой деятельности:

  1. Законодательство
  2. Уровень проф. Подготовки
  3. Другие права предпринимателя
  4. Характер предпринимательской деятельности
  5. Характер экономических связей предпринимателя

 

 

 

Итак, остановимся на отдельных формах предпринимательской деятельности:

 

1.ИЧП.

Основана на индивидуальной или семейной собственности. Особенность – капитал и имущество здесь неразделимы . Законодательство РФ выделяет две формы ИЧП:

    • ИЧП. Подлежит регистрации и действует как юридическое лицо.
    • Индивидуальная трудовая деятельность. Осуществляется без образования юридического лица, с момента регистрации.

 

Но к предпринимателям без юридического лица применяются правила и законы, регулирующие деятельность юридического лица . Кроме того, если предприниматель ведет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, то к нему применяются законы как к зарегистрированному предпринимателю. Такой предприниматель не может ссылаться на то, что сделки являлись недействительными, так как он не зарегистрировался. Индивидуальный предприниматель несет полную личную имущественную ответственность за свою деятельность в рамках предприятия.

Претензии кредитору предприниматель удовлетворяет за счет продажи своего имущества в определенном порядке.

 

  1. Хозяйственные товарищества и общества.

Это коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом.

Имущество, полученное за счет взносов учредителей или производителей, а также приобретенное является их собственностью.

Товарищества могут создаваться в виде полных и на вере (коммандитных). Участники полного товарищества – индивидуальные предприниматели или коммерческие организации.

Хозяйственные общества могут создаваться в виде АО, ООО и ОДО.

Участниками хозяйственных обществ или коммандитных товариществ могут являться физические и юридические лица.

 

Права и обязанности хозяйственных обществ и товариществ:

Участники имеют право:

    1. участвовать в управлении делами за исключением вкладчиков товариществ на вере
    2. получать полную информацию
    3. принимать участие в распределении прибыли
    4. получать часть имущества общества, товарищества при их ликвидации, после расчета с кредиторами

 

Участники имеют право:

    1. вносить вклады в размере и в сроки, определенные учредителями
    2. не разглашать коммерческую тайну
    3. нести ответственность по закону в соответствии с организационно-правовой формой предприятия.

 

 

 

Полное товарищество.

Такое товарищество, в котором его участники (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются определенным видом деятельности и несут полную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом.

Одно лицо может быть участником только одного полного товарищества.

В соответствии с законом имя товариществу дается: название и определение 0 полное товарищество, либо имена всех участников, либо одного или двух и прибавляется и компания.

Управление осуществляется совместно, если в учредительном договоре не предусмотрено иное. Каждый участник имеет право действовать от имени товарищества. Если предусмотрено совместное ведение дел, то для заключения сделки необходимо согласие всех участников товарищества. Если управление поделено между 1 –2 участниками, то необходимо согласие только этих лиц.

Участник полного товарищества обязан:

  1. участвовать в предпринимательской деятельности
  2. внести свою долю. Если участник не вносит долю в определенный срок, то с него взимается 10% от невнесенной суммы в качестве штрафа.
  3. Участник не вправе без согласия на то других членов ПТ совершать от имени ПТ какие-либо сделки, вредящие ПТ. В случае нарушения этого порядка ПТ имеет право:
    • Потребовать возмещения потерь
    • Передать товариществу выгоду, полученную от сделки

 

Распределение прибыли и убытков:

    1. прибыль и убытки распределяются между всеми участниками товариществ пропорционально их долям в складочном капитале.
    2. Если в результате деятельности стоимость чистых активов станет меньше складочного капитала, то ПТ запрещается распределение прибыли до тех пор, пока положение товарищества не восстановится

 

Участники ПТ несут определенную ответственность:

    1. по своим обязательствам и по обязательствам партнеров
    2. если участник товарищества вступил в товарищество позднее, он отвечает вместе со всеми по обязательствам, возникшим до его вступления
    3. выбывший участник товарищества отвечает по обязательствам, возникшими до его убытия и по всем остальным в течение 2 лет.

 

Участники ПТ могут требовать по суду исключить из своего состава любого участника при грубом нарушении устава или невыполнении обязательств. Участник ПТ может уйти из него предварительно сообщив об этом за 6 месяцев до выхода.

Выбывающему участнику выплачивается стоимость его доли в складочном капитале

Участник имеет право передать свою долю или ее часть другому участнику или третьему лицу с переходом всех прав. Лицо, получившее таким образом вклад несет полную ответственность по возникшим обязательствам этого вклада ранее.

 

Товарищество на вере или коммандитное товарищество (КТ).

 

Это такое товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеются товарищи не ведущие предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечают по обязательствам в соответствии с размером их вклада (коммандиты).

КТ действует на основе учредительного договора, под которым подписываются только члены полного товарищества.

Управление КТ: Только полными товарищами. Выступать от имени товарищества коммандиты имеют право только по доверенности. Они не имеют права оспаривать действия полных товарищей.

 

Права вкладчиков:

    • вносят вклады в определенный срок
    • коммандиты имеют право получать часть прибыли в соответствии с долей
    • ознакомление со всей информацией по товариществам
    • может передавать вклад или его часть другому лицу

 

Условия ликвидации:

Ликвидация осуществляется , если выбывают все вкладчики, но при этом товарищество не исчезает, а может преобразоваться в ПТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика ХООО и ХОДО.

 

 

Классификационный признак

ХООО

ХОДО

 

1. Учредители

- 1 или несколько лиц по договору или уставу

- число участников не должно превышать количества, предусмотренного законом

 

Одно или несколько лиц по договору или уставу.

Если учредитель – одно лицо, то учредительный документ – устав

Законом может быть запрещено или ограничено участие некоторых категорий граждан

2. Статус

Юридическое лицо

Имя фирмы с указанием организационно-правовой формы

Юридическое лицо

Фирма с наименованием – дополнительная ответственность

3. Источники средств

Стоимость вкладов участников

Полученный доход

Стоимость вкладов участников

Полученный доход

4. Право собственности

Имущество принадлежит обществу

При выходе из общества выделяется часть имущества в соответствии со вкладом

Передача доли или ее части третьим лицам допускается по уставу

Имущество принадлежит обществу

Вклады возможны любого размера, они делимы

Не допускается освобождение участника от внесения вклада.

5. Управление

Высший орган – общее собрание участников

Исполнительный орган – коллегиальный или единоличный, который может быть избран и не из участников

Контрольный орган – ревизионная комиссия

То же, что и в ХООО, плюс:

По требованию любого из участников может быть осуществлена ревизионная проверка

6. Ответственность

Не отвечают по обязательствам ХООО и рискуют лишь своим вкладом

Предусматривается солидарная ответственность по неоплаченной части вкладов

Солидарная субсидиарная ответственность в едином для всех кратном к стоимости вклада размере

При банкротстве одного из участников его ответственность распространяется пропорционально вкладам оставшихся участников.

7. Кредитоспособность

Осуществляется в объеме имущества общества не менее установленного законом размера уставного капитала

В объеме имущества ОДО и участников в кратном размере к стоимости вклада

8. Прибыль

Пропорционально вкладам

Пропорционально вкладам

9. Взаимоотношения участников

Право на управление деятельностью, на часть имущества, на передачу пая

Право на управление деятельностью, на часть имущества, на передачу пая

10. Особые условия реорганизации

По единогласному решению участников, ликвидируется или преобразуется в АО.

По единогласному решению участников, ликвидируется или преобразуется в АО.

11. Количество участников

Возможно 1

Возможно 1

 

 

Акционерные общества.

 

АО – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций.

 

Причинами возникновения АО являются:

    1. рост масштабов и объемов производства поставили перед обществом проблему , которую нельзя было решить за счет накоплений капитала индивидуальными предпринимателями . Возникла необходимость консолидации всех свободных средств и превращения их в инвестиции
    2. возникновение АО как коллективной формы собственности диктовало также изменение в отношениях собственности в процессе интеграции других форм собственности и формирование партнерских отношений. Эти изменения могут быть осуществлены только через коллективную формы собственности

 

В Росси процесс образования АО начал осуществляться сверху, в соответствии с духом реформ. Согласно законодательству АР (средний продукт) может создаваться юридическими и физическими лицами, а также может состоять из одного лица, но это должно быть оговорено в учредительных документах и опубликовано в печати. Вместе с тем АО не может состоять из одного участника в лице другого хозяйственного общества.

Акционеры несут ответственность только в размере своих вкладов, общество не отвечает по обязательствам акционеров, но несет имущественную ответственность по своим обязательствам.

Учредители несут солидарную ответственность в следующих случаях:

    1. по обязательствам общества в размере неоплаченной доли капитала
    2. по обязательствам, возникшим до регистрации общества

 

Но акционеры несут ответственность по обязательствам общества только в том случае, если это было оговорено на общем собрании акционеров.

Для создания АО собирается учредительное собрание. Оно является действительным, если на него придут все учредители и большинство голосов в этом случае – 3|4.

Документы и регистрационные обязательства передаются в регистрационный орган не позже 30 дней после учредительного собрания.

К учредительным документам относятся:

    1. Заявление – является оформленным договор между учредительным составом и подписи учредителями.
    2. Устав – утверждается учредительным собранием. Включает в себя: вид общества, предмет, цель деятельности, состав учредителей, фирма, место и фамилия, размер уставного капитала, порядок распределения прибылей и убытков, ответственность акционеров, сведения об акциях, об их категории, номинальной стоимости, о порядке выплаты дивидендов.
    3. Справка об уплате пошлины

 

Регистрация осуществляется местными органами власти в районах, а в городах – в регистрационных палатах. Регистрация осуществляется в течение 30 дней со дня предоставления документов. Она считается недействительной, если в регистрационном органе нет справке об уплате 50% акций.

Если к представленным документам имеются претензии, то предприятие должно их устранить в течение 7 дней.

В регистрации может быть отказано в следующих случаях:

    1. Нарушение порядка создания общества
    2. Неправильно оформлены документы

 

 

АО бывают закрытого и открытого типов. Количество участников ЗАО не более 100 человек.

 

Права акционеров: участие в собрании, избирать правление, получать доход и часть имущества, получение информации, право выхода из АО.

Обязанности акционеров: выполнение требований устава, соблюдение коммерческой и служебной тайны, сообщение в течение 10 дней о смене места жительства.

 

Устав АО состоит из оговоренного числа акций (обыкновенных), кратного 10 с одинаковой номинальной стоимостью.

Для АО – не менее 1000 min окладов

Для ЗАО – не менее 100 min окладов

При учреждении АО акции должны распределиться между учредителями полностью.

В качестве взноса в уставной каптал могут быть: здания, сооружения, имущественные права, интеллектуальная собственность, денежные средства.

Уставной капитал АО подразделяется на:

  1. оплаченный капитал
  2. привлеченный капитал
  3. резервный капитал (15% от УК).

 

Повышение УК осуществляется 2 способами:

  1. номинальной стоимости размещенных акций
  2. путем дополнительной эмиссии

 

Уменьшение УК осуществляется в 2 случаях по решению общего собрания акционеров:

  1. понижение полной стоимости размещенных акций
  2. изъятие части номинальных акций с последующим их погашением

 

Понижение УК возможно только в том случае, если это оговорено в уставе.

При понижении УК необходимо: уведомить об этом кредиторов, которые вправе потребовать разрыва договора, либо его выполнения, возмещения убытков.

Если после второго или последующих лет деятельности АО стоимость чистых активов станет ниже, чем УК, то АО обязано уменьшить УК, предварительно сообщив об этом.

 

Движение АО осуществляется через акции.

Акция – это титул собственности. Она свидетельствует о том, что ее владелец является собственником данного общества и имеет право:

    1. на получение дохода в форме дивиденда
    2. на управление делами общества
    3. на получение части имущества в результате банкротства

 

Акции подразделяются на 2 типа:

    1. Обыкновенные:
    • Доход определяется по итогам работы
    • Имеют право голоса

 

    1. Привилегированные:
    • Доход на акции фиксирован, что установлено в уставе
    • Не имеет права голоса
    • Имеют преимущественное право перед обыкновенными при получении доли при ликвидации.

 

Акция имеет несколько форм стоимости:

    1. Номинальная
    2. Балансовая – по бухгалтерским документам
    3. Курсовая
    4. Ликвидационная

 

Акция, как ценный документ имеет свои реквизиты, без которых она не действительна:

    1. Наименование АО
    2. Место нахождения
    3. Слово акция
    4. Дата и код государственной регистрации
    5. Порядковый номер акции
    6. Дата выпуска акции
    7. Вид и номинальная стоимость
    8. Имя держателя
    9. Номинальная стоимость
    10. Порядок выплаты дивидендов
    11. Подписи президента и главного бухгалтера.

 

АО также кроме акций выпускать облигации, на сумму не более УК или не более, чем выделено под это мероприятие.

 

Облигация – ценная бумага, свидетельствующая о том, что их владельцу предоставляется кредит данного общества и он имеет право на получение дохода.

 

Основные требования к реквизитам облигаций:

    1. Фирменное наименование
    2. Место нахождения
    3. Слово облигация
    4. Дата и код регистрации
    5. Дата выпуска и порядковый номер
    6. Вид облигации
    7. Общая сумма выпуска
    8. Размер процентной ставки
    9. Порядок погашения облигации

 

АО с целью экономии средств может выпускать сертификат акций.

Для регистрации выпуска ценной бумаги необходимо предоставить следующие документы:

    1. заявление на регистрацию
    2. копию учредительного документа
    3. проспект эмиссии
    4. копию документа об уплате налога на ценную бумагу

 

Акции продаются и покупаются на вторичном и первичном рынках.

Первичный рынок – размещение акций среди вкладчиков

Вторичное размещение – продажа уже размещенных акций. Осуществляется на уличном и фондовом рынках.

На курс акций влияют два основных фактора:

  1. постоянный (дивиденды, ссудный процент)
  2. мгновенные (спрос, предложение, девальвация, дезинформация)

 

Большинство из них действует на фондовом рынке.

Операции на фондовом рынке:

  1. Реальные – капитальные вклады в производство, осуществляются через маклера
  2. Спекулятивные – извлечение учредительной прибыли, разводнение капитала, создание дутых обществ

 

Обществу запрещается выплачивать дивиденды, если стоимость чистых активов меньше УК и ликвидировочной стоимости привилегированных акций.

Обществу запрещается выплачивать дивиденды, если оно убыточно или станет таковым в результате выплат дивидендов.

Дивиденды не выплачиваются на:

    1. незарегистрированные акции
    2. неоплаченные акции
    3. акции, находящиеся на балансе предприятия
    4. не предъявленные к оплате акции

 

В соответствии с российским законодательством все акции являются именными, поэтому постоянно ведется реестр акционеров. В случае если акционеров менее 500, то учет ведет само АО, если акционеров более 500, то учет ведут специальные органы (инвестиционные фонды, диспозитарии). Держатель реестра должен отслеживать все движения с акциями, вносить все изменения в реестр, давать полную информацию акционерам по первому их требованию и давать выписку из реестра.

Органы управления: высший – собрание акционеров.

К исключительным правам собрания акционеров относится:

  1. Принятие устава и уставного капитала
  2. Избрание органов управления и прекращение их полномочий
  3. Утверждение годовых резервов
  4. Создание дочерних фирм
  5. Утверждение дивидендов
  6. Организация и ликвидация общества

 

К типовым уставам относят следующие:

  1. Принятие кодекса поведения совета директоров
  2. Принятие решения об участии в других структурах
  3. Принятие решения о залоге имущества общества, о сдаче в аренду
  4. Утверждение сделок.

 

Собрание акционеров проводится 1 раз в год не позднее 6 месяцев после окончания финансового года и не раньше 2 месяцев до окончания.

К обязательным вопросам относятся: утверждение бухгалтерского баланса, годового отчета и утверждение дивидендов по обыкновенным акциям. Совет директоров утверждает эти решения не позднее 60 дней после окончания финансового года.

Собрание правомочно, если собрано более 50% голосующих акций. Если после 30 минут кворума не достигнуто, то собрание вновь собирается через 30 дней.

Существуют вопросы, которые могут быть приняты только 3|4 голосов: изменение устава, сделки с боле 50% активов, организация и ликвидация.

В АО с количеством более 30 человек создается Совет Директоров. Он может быть коллегиальным, может быть принят общим собранием акционеров и может быть индивидуальным.

Совет директоров курирует вопросы, которые не входят в компетенцию общего собрания, и осуществляет руководство обществом между собраниями.

Первый совет директоров избирается на собрании акционеров 3|4 голосов. В последующем – простым большинством голосов.

В АО, созданных путем приватизации, первый состав совета директоров определен типовым уставом: генеральный директор, председатель трудового коллектива, председатель комитета по управлению имуществом, представитель администрации.

По предложению совета директоров создается правление. Членами правления являются исполнительные директора подразделений. Они курируют все технические вопросы АО. По решению общего собрания функции исполнительного органа могут быть переданы другому органу или индивидуальному лицу.

В ОАО избирается ревизионная комиссия. Она курирует финансовую деятельность общества, осуществляя:

    1. финансовую ревизию деятельности общества
    2. утверждает отчет совета директоров. Без утверждения ревизионной комиссии баланс не принимается
    3. ревизионная комиссия имеет право созвать внеочередное собрание
    4. ревизионная комиссия выполняет роль ликвидационной комиссии при добровольной ликвидации общества.

 

В ЗАО управленческие органы:

    1. общее собрание
    2. Исполнительный орган – генеральный директор
    3. Ревизор

 

 

 

Дочерние и зависимые общества.

 

 

Дочернее общество – если основное общество или товарищество в силу преобладания доли в уставном капитале или в силу договора, или в силу владения контрольным пакетом акций имеет право определять решения дочернего (этого общества).

Дочернее общество не отвечает по долгам основного. Основное общество солидарно отвечает по долгам дочернего.

В случае банкротства дочернего общества по вине основного последнее несет субсидиарную ответственность.

Акционерные дочерние общества вправе требовать возмещения убытков, которые образовались по вине основного.

 

Зависимое общество – если основное количество или более 20% акций общества или более 20% УК. Если общество приобрело 20% голосовых акций или 20% УК, то это должно быть опубликовано в печати, отражено в годовом отчете и сообщено регистрационному органу.

Если общество приобретает более 15% другого, то требуется согласие министерства финансов в 5-ти дневный срок.

Если общество приобретает 35% акций или 50% голосовых акций, то требуется согласие Минфина и Антимонопольного комитета, но это не распространяется на общество с уставным капиталом выше 50 млн. рублей.

 

Производственный кооператив (далее ПК).

 

 

ПК создается на основе добровольного объединения граждан, путем объединения их паев при непосредственном трудовом участии.

Члены ПК несут субсидиарную ответственность. При наименовании ПК необходимо внести в название производственный кооператив или артель.

Учредительные документы: Устав (размер и срок, ответственность).

Число членов ПК не должно быть менее 5.

Имущество ПК подразделяется на паи с указанием адресата, но в кооперативе создаются неделимые фонды. В уставе должна быть определена цель и решение о создании фондов.

Любой член ПК должен внести не менее 10% пая, а 90% в течение года.

ПК не может выпускать акции.

Высшим органом ПК является собрание членов ПК. Права членов:

    1. изменение устава
    2. определение и прекращение функций совета
    3. прием, увольнение членов ПК
    4. утверждение годовых отчетов, бухгалтерского баланса
    5. реорганизация и ликвидация

 

В ПК более 50 человек создается наблюдательный совет, а также правление и управляющий (председатель).

Членами исполнительного органа могут быть только члены кооператива. Член правления одновременно не может быть членом правления или другого органа в другом кооперативе.

Вопросы, решаемые на общем собрании не могут делегироваться. Члены кооператива имеют право выйти и при этом им выплачивается стоимость их паев или выдается имущество пая. Выплаты должны осуществляться по окончании финансового года и утверждения бухгалтерского отчета.

Член ПК может быть исключен только по решению общего собрания.

Член ПК имеет право передать право пая другому члену, а передача пая другому лицу осуществляется с согласия членов ПК.

Ликвидация и реорганизация ПК осуществляется в общем порядке. Он может быть реорганизован в хозяйственное общество или товарищество.

 

Заключение договоров.

 

Договор заключается посредством:

Оферты (далее О) – предложение стороны о заключении договоров.

Акцепта (далее А) – соглашение другой стороны о принятии О.

 

Договор считается заключенным, если был получен А.

Если по условиям договора надо передать имущество или имущественные права, то договор считается заключенным после того, как это осуществлено. Договор может подлежать обязательной регистрации.

Предпринимательский договор может заключаться в любой форме, но только в том случае, если не предусмотрено определенная форма. Документ в письменной форме может состоять как из одного документа, подписанным двумя сторонами, так и из 2 документов посредством обмена.

О посылается другой стороне, о заключении договора. О содержит четкие определения о существе договора. Из него должно явствовать, что сторона, посылающая О готова заключить договор. О не может юфть отменена в сроки, указанные для А. Если отзыв пришел раньше или вместе с А, то договор считается незаключенным.

А – ответ лица, которой послана О. Она должна быть отправлена в течение 30 дней со дня получения О.

Если заключение договора обязательно, то, если эта сторона получит протокол разногласий, она обязана ответить в течение 30 дней согласием или несогласием.

Если получен отказ или молчание, то другая сторона может обратиться в суд.

Договор может быть заключен также по итогам аукциона или коммерческого конкурса. При этом организатором торгов может выступать как собственник имущества или специальный орган. Победителем при аукционе признается лицо, которое предложило наилучшую цену, а при конкурсе – лучшие условия. При этом аукцион или конкурс не могут проходить из 1 участника. Аукцион или конкурс могут быть открытыми или закрытыми. (только приглашенные).

Сообщение о проведении должно быть отправлено в течение 30 дней до проведения. В этом сообщении должна содержаться информация о времени, месте и условиях проведения конкурса, предмет и порядок проведения торгов, порядок оформления участников в торгах, исходная цена и порядок определения победителей.

Если торги отменяются, то организатор доложен сообщить об это за 3 дня до проведения открытых торгов и за 30 дней до конкурса. Если эти сроки нарушаются, то организатор должен возместить издержки предполагаемым участникам конкурса. При закрытии торгов убытки возмещаются вне зависимости от срока отказа.

Участники торгов вносят задаток в сроки и размерах, которые указываются в сообщении о торга, если торги не состоялись, то задаток возвращается всем, кто участвовал, но не выиграл. При заключении договора с выигравшими, сумма задатка относится к сумме, выплачиваемой по конкурсу. Лицо, выигравшее торги и организатор в тот же день заключают договор о результатах торгов. Если организатор уклоняется от подписания, то он возвращает этому лицу двойной задаток + ИП ((С) издержки производства)), понесенные лицом, в связи с участием в торгах. Если в качестве предмета конкурса являлось имущественное право, то договор может быть подписан в течение 20 дней после торгов.

 

Порядок изменения и расторжения предпринимательского договора.

 

Изменение договора происходит по согласию сторон, если иное не предусмотрено законом или договором. Если требования об изменении договора поступают от первой стороны, то договор может быть расторгнут по суду в следующих случаях:

    1. при нарушении договора
    2. в случаях, предусмотренных законом

 

Существенным изменением договора считается такое, при котором другая сторона в значительной степени лишается того, что она могла бы иметь по договору, или изменения до такой степени, что если бы стороны знали об этих изменениях, то они бы не заключили такой договор.

Если стороны не достигнут соглашения, то это может быть осуществлено через суд. По требованию одной из сторон, но при обязательном соблюдении следующих условий:

    1. при заключении договора стороны исходили из того, что таких изменений не должно быть
    2. изменение договора продиктовано такими причинами, которые заинтересованная сторона не могла предусмотреть, хотя и предоставлен материал о попытках такого преодоления
    3. исполнение договора причинило бы такой ущерб заинтересованной стороне, что она потеряла бы значительную часть того, на что она рассчитывала

 

Если договор расторгается, то издержки по его расторжению разделяются между двумя сторонами.

Требования об изменении или расторжении договора может быть заявлены в суд только после того, как был отказ или не ответ другой стороны.

А если предложения не последовало, то в течение 30 дней:

    1. при изменении договора обязательства сторон сохраняются в неизменном виде
    2. при расторжении договора обязательства сторон прекращаются

 

Согласно Российскому законодательству договоры бывают:

    1. платный – одна сторона получает за выполнение условий договора определенную плату от другой стороны
    2. бесплатный – если аналогичное совершается бесплатно.
    3. Цена договора устанавливается по согласию сторон, но в отдельных случаях используются расценки, тарифы, ставки и т.д.

      Договор вступает в силу с момента подписания. Окончание срока действия не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

    4. публичный – заключается коммерческой организацией по продаже товаров, выполнения работ, оказания услуг со всеми, кто обращается к ней по этому поводу. Отказ от работы при наличии этой работы не допускается, как и не допускается предпочтение одному из обратившихся. Если же коммерческая организация уклоняется, а по закону обязана, то такое решается через суд. Цена договора устанавливается для всех потребителей одинаковая, если законом не предусмотрена какая-либо льгота.
    5. Присоединения – это условия, которые разработаны одной из сторон, а другая присоединяется к ним, Если в договоре имеются положения, которые, хотя и не противоречат закону, но ущемляют интересы и когда такие положения не свойственны таким договорам, то присоединяющая сторона имеет право на расторжение. Но если названные положения имели место в договоре и другая сторона знала об этом, то договор не расторгается.
    6. Предварительный – по нему стороны обязуются заключить основной договор. Но, если предварительный договор был заключен в форме основного, то он функционирует как основной. В предварительном договоре обязательно должно быть указано дата и время заключения основного договора. Если в предварительном договоре срока нет, то основной договор должен быть заключен в течение 1 года со дня подписания.
    7. Договор в пользу третьего лица – когда обе стороны – кредитор и должник устанавливаю в договоре, что должник должен выполнить обязательства в пользу не кредитора, а третьего лица. Если третья сторона дала согласие, то договор вступает в силу т не может быть расторгнут. Если такого согласия третья сторона согласия не дает, то договор остается двусторонним.
    8. Неблагоприятный - договор комиссии, так как здесь большая ставка налога на прибыль. На оказание рекламных услуг также большая ставка налога.
    9. Благоприятный – договор о совместной деятельности. Благоприятный, так как: сумма, перечисляема руководители совместной деятельности не облагается НДС и налогами на прибыль, заемные денежные средства перечисляются из оборотных фондов и не облагаются НДС, предприятие, у которого в штате более 50% инвалидов иди пенсионеров имеет льготное налогообложение.

 

 

Формы предпринимательской деятельности. Производственная предпринимательская деятельность

 

    1. Входные барьеры в предпринимательскую деятельность, оценка возможностей фирмы
    2. Определении уровня конкуренции
    3. Обеспечение трансформации затрат в выпуск
    4. Определении инновационной стратегии
    5. Организация труда работника
    6. Формы сотрудничества предприятий в предпринимательской сфере

 

  1. Началом организации предпринимательской деятельности является аналитическая работа по возможностям организации предпринимательской деятельности. Для организации дела необходимо учесть барьеры входа:

 

    1. закрытые сферы предпринимательской деятельности
    2. законодательные барьеры
    3. экономические барьеры (высокий уровень первоначального капитала, длительный срок окупаемости, неопределенность и не прогнозируемость результатов)
    4. общеэкономическая конъюнктура (цикличность производства – периоды депрессии, оживления, подъема, инвестиции следует осуществлять в период оживления или подъема, экономические процессы не только во времени, но и в пространстве, состояние конкуренции – практически невозможно проникнуть в высоко монопольные отрасли, большой риск в связи с высокой конъюнктурой. Инвестиции происходят в отрасли с нормальным уровнем конкуренции)

 

Успех зависит от экономического потенциала.

Экономический потенциал – совокупность трудовых, материальных, финансовых ресурсов + уровень профессионализма управленческого аппарата.

  1. Следующий шаг – определение уровня конъюнктуры. Необходимо определить собственную нишу в иерархии конкурентной среды.

Выделяют 4 уровня конъюнктуры:

    1. Характеризуется тем, что фирмы просто заботятся о производстве товара. Фирма уверена, что ее товар отличается от товаров конкурентов и поэтому более продаваемый. Но на определенном этапе фирма сталкивается с двумя трудностями:
    2. А) рынок становится узким, что заставляет искать новые рынки сбыта

      Б) в расширяющейся ранок устремляется множество фирм в результате исход внедрения не определен.

    3. Фирма следует за конкурентами. Учитывая свои возможности считает, что не может превзойти своих конкурентов по ряду характеристикам. Главные усилия прилагаются к тому, чтобы выпускать товар определенных стандартов и при этом улучшить определенные характеристики. Фирма постоянно сталкивается с необходимостью постоянно следить за поведением конкурентов, чтобы не оказаться в результате непредвиденного поведения конкурентов на грани банкротства.
    4. Техническая база каждой фирмы и другие условия фактически идентичны. Тогда фирма может добиться большей рентабельности за счет лучшего использования оборудования, лучшего менеджмента и использования новых технологий производства.
    5. Фирмы работают постоянно улучшая свою техническую базу и технологию, всегда находятся на передовых позициях при использовании НИОКР, имеют эффективную организацию и управление

 

Для фирм мировых стандартов характерно:

  1. Наличие высокоразвитых и высоко производственных кадров, высокого уровня технологии, качества товаров, которые всегда пользуются повышенным спросом
  2. Другие фирмы предпочитаю использовать марку этой продукции или фирмы или производить свою продукцию в целях этой фирмы
  3. Уровень НИОКР, организации маркетинга настолько высоки, что фирма оставляет эти вопросы открытыми для рынка.

 

Выбор уровня конкуренции означает выбор фирмой своего места на рынке.

 

 

  1. Процесс трансформации ресурсов может осуществляться различными путями:
    1. Последовательны процесс трансформации – ресурсы движутся в процессе обработки от одного рабочего места к другому, совершенствуясь со стороны качественных и количественных характеристик.
    2. Параллельно – обработка и преобразование ресурсов происходят одновременно. Работники делают отдельные детали, а затем производится монтаж.
    3. Аналитический – обработка осуществляется путем отделения частей от целого.
    4. Синтетический – комбинируются различные методы обработки.

 

Приобретение и размещение оборудования. Главными требованиями - обеспечение технико-экономических характеристик и уровня квалификации рабочей силы. Принципы размещения производятся в соответствии с определенной фирмой деятельностью:

    1. Последовательному принципу
    2. Функциональному
    3. Фиксированному

 

В современных условиях наиболее распространенным является ячеечный способ размещения оборудования: работники и оборудование заключены в одном месте с законченным циклом производства.

После размещения оборудования предприниматель составляет календарный график режима работы. Как правило используется метод Перт, то есть производственный процесс разбивается на определенное количество операций, которые осуществляются параллельно или последовательно. Процесс состоит из следующих стадий:

  1. составление списка необходимых работ
  2. составление графика времени
  3. составление графика последовательности осуществления операций
  4. контроль за соблюдением

 

 

4. После решения вопроса по размещению оборудования предприниматель занимается вопросами о труде.

Чтобы заняться этим грамотно необходимо учитывать:

    1. Гарантии занятости работника
    2. Необходимость предоставления равных возможностей
    3. Роль профсоюзов

 

После решения организационных вопросов предприниматель должен обеспечить привязку работника к рабочему месту. При этом осуществляется оценка работ, анализ трудовых операций и требований к работнику. После этого готовится должностная инструкция, Если вопросы по организации и использованию труда решены, то предприниматель решает, кто конкретно должен выполнять работу. Собирается информация о рынке труда. Подходы к найму работников могут быть различны: размещение объявления, бюро трудоустройства.

Отбор кадров осуществляется различными способами:

    1. заполнение форм бланков
    2. личная встреча и углубленная беседа
    3. тестирование через специальные центры
    4. проведение экзамена

 

После этого наступает стадия заключения трудового договора. Важно обеспечить вживание работника в коллектив. В процессе труда осуществляются различные способы обучения и переобучения.

Осуществляются два принципа:

  1. Учеба – пополнение знаний для выполнения работы в новых условиях
  2. Развитие – повышение общего уровня с целью продвижения по служебной лестнице.

 

В современных условиях используются следующие методы учебы:

    1. Ученичество – работник обучается на предприятии
    2. Чередование работ с целью создать более глубокую рабочую силу
    3. Учеба в специальных учреждениях

 

Процесс развития осуществляется на фирме в соответствии с методикой, разработанной Эдгаром Шейном:

Уровень высшего менеджера


Вдоль Уровень спецменеджера


 

 

Уровень низшего менеджера


 

 

Вдоль – подготовка квалифицированного работника, продвижение по служебной лестнице.

 

Подготовка мобильного менеджера (меняя отделы становится универсальным менеджером).

Организация труда работника представляет собой обоснованную оценку труда.

Здесь существует:

    1. Общая оценка труда, которая включает: постоянные общие обзоры труда, разработка общих критериев и понятий для любых работников
    2. Конкретная оценка труда: составление рейтинга по специальной шкале, это должно влиять на зарплату, учет рыночных факторов спроса и предложения

 

Организация предпринимательской деятельности предполагает учет входных барьеров, оценку конъюнктуры, трансформации ресурсов, организацию производства и работу с кадрами.

 

 

 

5. Важнейшей задачей любой фирмы является определение инновационной стратегии бизнеса.

Выделяют следующие виды стратегии:

    1. Традиционная - фирма не стремится ни к чему другому, как улучшению качества товара на основе существующей технологии. Такая стратегия ведет к технической отсталости. Обычно она используется при начале или смене бизнеса.
    2. Оппортунистическая – фирма осуществляет разработку товаров, которые не требуют слишком больших затрат на исследования, но который может обеспечить на некоторое время монополистическое положение на рынке – политика снятия сливок. У нее существуют свои проблемы: при насыщении рынка становится трудно проводить такую политику, постоянно присутствует риск, фирма всегда в состоянии конкуренции, фирма должна считаться с антимонопольным законодательством
    3. Имитационная - приобретение данной фирмой новой технологии производства, путем покупки лицензии или авторских прав. Эта стратегия позволяет получить преимущество, так как приобретение лицензии всегда дешевле, чем разработка и исследования. Но для постоянного использования такой стратегии необходима мобильная научно-техническая база. Такую технологию обычно применяют японцы.
    4. Оборонительная – не отставать в инновациях от конкурентов и обеспечить средние условия выживания. Практически данная фирма следует за новыми технологиями. Но проблема заключается в том, что фирма никогда не сможет выйти на уровень ведущей и всегда осуществлять определенные затраты, чтобы обеспечить нормальное существование на рынке. Это затратная стратегия. В конце концов она не дает 100% выживания.
    5. Зависимая – стратегия мелкого и среднего бизнеса, который использует технологическую марку других фирм (франчайзинг).
    6. Наступательная – стратегия фирмы-лидера. Находится на передовых рубежах отрасли. Занимает ведущее положение на рынке и в отрасли. Мобильная база, хорошие затраты на НИОКР, высококвалифицированный персонал и отличная служба маркетинга.

 

В стадии становления большинство предприятий использует 1,2 или 3 стратегии, а затем уже переходит на другие уровни.

 

 

6. В процессе предпринимательской деятельности используются различные способы сотрудничества предпринимателей. Прежде всего, совместное сотрудничество – совместное предприятия. (СП).

СП – предприятие, уставной фонд которого создан на основе паевых взносов нескольких учредителей, один из которого является иностранный предпринимателем. Деятельность СП регламентируется законом об иностранных инвестициях.

Предпринимателю необходимо определить в какой форме иностранный партнер будет получать вознаграждение: в рублях, в товарной форме, в СКВ.

Следующий способ – определение формы и порядка создания паевого фонда. Как правило, со стороны иностранного партнера это может быть новая технология или валюта.

Согласно ГК в РФ не существует СП. Поэтому учредители должны определить любую организационно-правовую форму предприятия, которые имеются в ГК. Если иностранный учредитель в течение года не внес свой пай, то МП считается несостоявшимся.

В Российской экономике СП не получили сильного развития. В 1998 году насчитывалось около 12 тыс. СП, из них действительных – 74,3%.

 

Вторая форма сотрудничества – производственный кооператив (см. выше).

 

Траст. В связи с развитием рыночных отношений возникла необходимость в доверительной собственности – траста.

Траст – доверительные отношения между сторонами, одна из которых берет на себя обязанность распоряжаться (управлять) собственностью другого в ее интересах или в интересах другого лица. Учредителем траста может являться любое физическое или юридическое лицо, в том числе государственные органы, некоммерческие организации и иностранные учредители. Доверенным лицом, или собственником может быть как физическое, так и юридическое лицо, за исключением бенефициара, государственных органов, а также лиц, определенным законом. Бенефициаром может быть любое физическое лицо или юридическое лицо, с том числе и учредитель траста, но не в коем случае не доверительный собственник.

После договора к доверительному собственнику переходит все имущество и имущественные права по нему. После прекращения договора и имущество и права переходят обратно. Договор траста заключается только письменно и заверяется нотариально. Ответственность при заключении договора несет учредитель. Предметом договора является имущество, которое на момент заключения договора существует, а также имущество, которое создано после заключения договора.

Доверительный собственник должен исполнять все обязательства, прописанные в договоре. В случае нарушения договора учредитель и бинифициарий вправе требовать возмещения ущерба и упущенной выгоды в следующем случае:

  1. использование имущества в своих целях или в целях третьих лиц
  2. задержка реинвестированных средств в течение периода, за который начислялись убытки
  3. непрофессионализм и небрежность при использовании ресурсов.

 

В качестве показателя небрежности может быть потеря ценности, неспособность выполнять поручения, небрежное хранение активов. В этой связи доверительный собственник обязан ежеквартально направлять учредителю балансы траста и отчеты. Отчет должен быть отправлен в течение 1 месяца после окончания квартала. Годовой отчет должен отправляться, заверенный аудитором.

 

Существует разделение персональных трастовых услуг:

  1. завещательный траст, оформляемый по завещанию определенного лица
  2. безотзывной траст, по которому доверитель не может досрочно расторгнуть договор траста и изъять имущество
  3. отзывной траст – сроком на 5-6 лет, может быть расторгнут
  4. краткосрочный траст – 5-6 лет с целевым назначением использования доходов

 

Эти услуги не облагаются налогом, так как считается, что они не используются на потребление.

Институционные услуги возникают в случаях:

  1. Если эмитент желает продлить срок займа, то такую работу он поручает трастовой компании. Она может найти общий язык с кредитором.
  2. Предприниматель имеет имущество, но не хочет и не заинтересован в его управлении, тогда он может доверить управление трастовой компании.
  3. Мастер – траст. Обычно такие услуги оказывают трастовые компании или трастовые отделы фирмы пенсионным фондам, которые накапливают на своих счетах средства или портфель ЦБ, но предпочитают управление специальной компанией.

 

По характеру распоряжения доверительной собственностью трасты подразделяются на активные и активные.

Существует различия между трастовыми фирмами и отделами банка. Как правило, трастовые отделы банков оказывают следующие услуги:

Хранение, ведение счетов, получение платежей, купля-продажа, консультации, создание пенсионных фондов.

 

К услугам трастовых компаний не относятся чисто банковские услуги:

Управление портфелем акций компании, получение различных вкладов и платежей, регистрация, управление недвижимостью, инвестиционные услуги.

Как правило, трастовые отделения банков за свои услуги получают комиссионное вознаграждение, размер которого устанавливается либо законодательно, либо по решению суда.

Ставки колеблются от 0,3% до 3% и дифференцируются в зависимости от оказанных услуг.

 

 

Одной из форм осуществление сотрудничества предпринимателей является франчайзинг. Головная фирма заключает с мелкой фирмой договор о предоставлении исключительного права этой фирме по производству и реализации товара под маркой главной фирмы.

Существует несколько видов франчайзинга:

    1. Товарный. Имеет место тогда, когда малая фирма покупает у основной фирмы право на продажу того или иного товара под маркой главной фирмы.
    2. Производственный.
    3. Деловой. Продажа частным лицам или мелким предпринимателям контракта на право открыть сеть магазинов, киосков на продажу товаров и услуг под маркой головной фирмы. Преимуществами этой формы для мелких предпринимателей является:
  1. 1. Сокращение ИП ((С) издержки производства)) на разработку товара
  2. 2. Защита рынка

  3. 3. Постоянное повышение качества товара за счет головной фирмы
  4. 4. Совершенные мера маркетинга

5. Постоянный контроль над качеством со стороны главной фирмы

 

Но в этой системе существуют и свои недостатки:

    1. Значительные первоначальные выплаты на право производства или продажи
    2. Жесткие условия деятельности и жесткий контроль
    3. Рост объема производства и рыночного участия строго регламентирован
    4. Подчиненное положение и проигрывание в арбитражных спорах. Отношения франчайзинга прекращаются при наличии хотя бы одного из условий: взаимное согласие на прекращение договора, отказ от прав и обязательств (с возвращением убытков), окончание срока действия договора.

Концессия – форма взаимоотношения между предпринимателем и государственными или муниципальными органами, об аренде хозяйственных объектов.

 

 

Коммерческая предпринимательская деятельность.

 

  1. Организация службы коммерческой деятельности.
  2. Коммерческая сделка: сущность, виды и методы проведения коммерческой сделки.
  3. Типовой коммерческий договор
  4. Формы сотрудничества предпринимателей в коммерческой сфере: бартер и встречные поставки, коммерческая трангуляция.

 

  1. После производства товаров предприниматель организует его сбыт. С этой целью создается служба сбыта. В зависимости от цели создается и структура этой службы. В ИЧП этой деятельностью занимается предприниматель. Структура этого отдела может быть следующей:

 

    1. Функциональная. При такой организации различные специалисты выполнят различную работу. Вице-президент по сбыту, управляющий по сбыту, управляющий по рекламе, по исследованиям, по новым товарам. Особенность -–простота функционирования и четкость в распределении обязанностей. Но по мере товаров в ассортименте этот отдел как бы разбухает и становится фактически неуправляемым.
    2. Торгующих по всей территории сбыта. Эти отделы функционируют по территориальному принципу. На всех уровнях имеется штат торговых агентов, живущих на определенной территории и прекрасно знающих своих клиентов.
    3. Агентов до 2000. Фирмы с широким ассортиментом товаров создают такие отделы, которые состоят из управляющего по всей номенклатуре товаров, управляющего по отдельным видам товаров и управляющего по отдельным товарам и его модификациям. Такая структура выгодна фирмам, которые продают большое количество товара и их модификаций.

 

 

  1. Под коммерческими сделками понимаются соглашения между двумя предпринимателями или несколькими сторонами на куплю или продажу товаров, работ, услуг в соответствии с условиями соглашения. Если в сделке участвуют предприниматели из других стран, то такие сделки заключаются как международные. Все коммерческие сделки подразделяются на основные и вспомогательные.

 

К основным относятся: купля-продажа продуктов, техники, и т.д.

К вспомогательным относятся: по перевозке грузов, переводы финансовых средств, страхование грузов, перевозок, складирование, хранение, осуществление расчетов.

 

Основные средства заключения сделок: напрямую и через посредников.

 

Прямые коммерческие сделки заключаются непосредственно между предпринимателем и потребителем. Преимущество таких сделок:

    1. адресность товаров
    2. учитываются все этапы проектирования, производства, разработки и сбыта товаров.
    3. Перерастание в длительное партнерство
    4. Сделка обходится покупателю более дешево, а предприниматель сокращает издержки и получает постоянную информацию о рынке сбыта.
    5. Более эффективное использование оборудования.

 

Осуществление таких сделок на международном уровне требует квалифицированных специалистов è оптимальным вариантом является привлечение посредников.

 

Посреднические сделки. Сделка заключается через третьи лица по поручению покупатели или продавца на основе контракта. Торговый посредник – коммерческая фирма, цель которой извлечение прибыли, которая получается от разности между ценой закупки товаров и продажи покупателям. Торговые посредники:

    1. увеличивают производственный капитал, так как освобождают предпринимателя от расходов на хранение, реализация и продажу товаров.
    2. Осуществляют процесс соединения товаров и рынка
    3. Экономят капитал, так как ускоряется оборот капитала.

 

Торгово-посреднические операции подразделяются на:

    1. по перепродаже
    2. комиссионные
    3. агентские
    4. брокерские

 

 

На практике существует множество коммерческих договоров. Но существует так называемый типовой коммерческий договор. Его структура:

    1. Вступительная статья. Место, дата, юридическая сторона, предмет договора. Указывается наименование товара, его количество и качество, его характеристики. Если по этим характеристикам много составляющих, то их перечень дается в приложении.
    2. Количество товара по договору.
    3. Определение качества товара. Метод, методики определения качества товара. Кто и где проводит оценку качества товаров. Выделяется несколько важных моментов: по стандарту страны покупателя или продавца, по техническим условиям, по спецификации, по образцу, по соединения ценных веществ в товаре, тель-кель определение качества товара на момент заключения сделки и товар поставляется в том качестве и количестве, который был оговорен на момент заключения сделки .
    4. Условия поставки. В мировой практике: с завода-склада продавца, т.е. продавец не несет ответственности за поставку товара, ха его доставку к месту назначения, покупатель не отвечает за поставку со склада товаров, это должен сделать продавец, на борт самолета в стране покупателя, условия сив стоимость страхования и фрахтования судна страны покупателя, продавец же оплачивает расходы по доставке в страну покупателя в указанный порт.
    5. Срок и дата поставки.
    6. Цена договора. При поставке разнородных товаров цена назначается за каждую единицу. Цена, как правило является фиксированной либо на момент заключения договора, либо на момент исполнения договора, либо на момент срока действия договора.

 

Цена может быть:

    • Твердая не изменяется с момента подписания контракта
    • Подвижная фиксируется цена на момент подписания контракта с оговоркой, что при изменении цены на рынке цена должна измениться соответственно
    • Скользящая по моменту исполнения контракта определяется базовая цена с доплатой в связи с изменение ИП ((С) издержки производства)) от заключения контракта.
    1. Условия и сроки платежа.
    2. Форма расчета. Бывают следующие виды:
    • Инкассовая форма – передача продавцом поручения банку на получение от покупателя суммы при предъявлении ему товарного документа
    • Аккредитивная – обязательство банка по указанию покупателя и за его счет осуществить оплату продавцу на сумму стоимости товаров при предъявлении банку продавцом соответствующего заказа. Аккредитивы бывают:
    • Подтвержденные – обязательство банка, в котором открыт аккредитив оплатить определенную сумму продавцу вне зависимости от того, перевел ли банк покупателя продавца определенную сумму.
    • Неподтвержденный – банк продавца извещен, что банк покупателя открыл у него аккредитив, но выплата осуществляется по мере поступления суммы от банка покупателя.
    • Отзывной – может быть аннулирован или изменен по инициативе банка покупателя
    • Без отзыва – не может быть изменен или аннулирован по инициативе продавца в пользу которого открыт
    • Делимый – выплата производится после каждой партии поставленных товаров
    • Неделимый – когда вся сумма банком выплачена продавцу после исполнения контракта.
    1. Рекламации. Определяют порядок предъявления претензий от каждой из сторон.
    2. Гарантии. Ответственность продавца за качество товаров и поставки в определенный срок товара.
    3. Обстоятельства непреодолимой силы или форс мажорные.
    4. Арбитраж. Разрешает и определяет порядок споров, решается арбитражной комиссией, созданных при торговых палатах, торговых биржах.

 

 

4. Одной из форм сотрудничества предпринимателей является – бартер.

Бартер – сделка, которая предполагает обмен товарами без опосредования сделки деньгами.

Как правило бартерные сделки оформляются одним контрактом. Бартер показывает неразвитость рыночных отношений и слабое развитие товарно-денежных отношений. Но и в современных условиях в ряде случаев используется бартер, это происходит как правило тогда, когда стороны в большей степени заинтересованы в получении не денег, а товаров.

 

Встречная поставка- осуществляется путем заключения не одного, а двух соглашения, то есть существует другой предприниматель, которому эти товары нужны, но он не может оплатить в данное время товар за наличные деньги.

 

Оффесная поставка. Сделка по обмену товарами и услугами, а также дает возможность выгодного вложения капитала взамен на оказываемые услуги.

 

Коммерческая трангуляция. В такой сделке участвуют три и более сторон. Так, предприниматель поставляет товар другому предпринимателю, но он не имеет нужного товара первому предпринимателю, но в его товаре заинтересован предприниматель В, которому нужен товар не первого предпринимателя, а предпринимателя А. В этом случае заключается ряд сделок и они считаются взаимозачетами.

 

Финансовая предпринимательская деятельность.

 

 

  1. Финансовые службы и управление капиталом предприятия.
  2. Источники капитала фирмы
  3. Формы сотрудничества предпринимателей в финансовой деятельности:

 

А) факторинг

Б) коммерческий трансферт

 

 

 

  1. Одной из форм предпринимательской деятельности является финансовая предпринимательская деятельность.

 

Финансовая деятельность – процесс создания капитала фирмы и определение направления его использования.

В крупных фирмах этим занимается определенный отдел, который возглавляется вице-президентом по финансам. Вице-президент по финансам имеет в подчинении 2 лица:

    • Казначей – распоряжается наличностью, осуществляет финансово-кредитные операции.
    • Ревизор – отвечает за бухгалтерию, финансовое планирование, бюджет

 

Капиталы фирмы используются по нескольким направлениям:

    1. повышение активов фирмы. К активам фирмы относятся: наличные деньги, выручка от реализации, резервы, станки, здания. Если активы постоянно пополняются, то речь идет о повышении активов фирмы.
    2. Понижение пассивов фирмы – всего того, что фирма должна банкам, коммерческие займы, оплата счетов поставщикам, налоги и т.д.

 

Все то, что остается после повышения активов фирмы и понижения пассивов фирмы распределяется между участниками фирмы.

Капитал фирмы подразделяется на основной и оборотный.

Управление текущими активами (оборотный капитал) исходит из общей формулы кругооборота капитала. Они включают ликвидные активы, готовую продукцию, счета должников.

Управление эффективностью использования текущих активов предполагает:

    • Совершенствование управления материально-техническими средствами посредством: рационального планирования закупок необходимых материалов, введения жесткой системы использования ресурсов, прогнозирование спроса на текущие активы, оперативность службы маркетинга.
    • Понижение задолженности путем ужесточения условий кредита и использования специальных посредников фирмы, которые востребуют средства, счета за счет комиссионных.
    • Улучшение использования наличных денег. Это предполагает учет кассовой наличности, текущих счетов, платежей, поступающих ценных бумаг и платежей в счет погашения долгов.

 

Не менее важной проблемой является использования основного капитала. Исходный пункт – выбор формы использования основного капитала. Речь идет о долгосрочной, краткосрочной, текущих инвестициях, понижение или повышение основного капитала с тачки зрения рациональности его использования и его структуры.

 

 

  1. У фирмы существует несколько основных источников пополнения капитала:

 

    1. доход от продажи товаров и услуг (самый крупный). В нормальных условиях этого источника достаточно для пополнения капитала и накопления.
    2. Финансирование в долг
    3. Финансирование путем выпуска обыкновенных акций. Если фирма находится на грани заема, то необходимо прибегнуть к выпуску акций.
    4. Продажа активов. Некоторые фирмы имеют ликвидные активы и они их могут продать с точки зрения привлечения капитала.

 

Среди внешних источников наиболее важным является банковский кредит:

 

Другой путь привлечения долгосрочной ссуды - выпуск долгосрочных облигаций на 20 лет и более.

 

 

 

  1. Основные финансовые документы.

 

  1. Финансовый баланс. Сводная таблица всех активных и пассивных счетов. В активе фиксируются те средства, которыми располагает фирма, в пассивном – источники получения средств.

Активы включают:

    • Денежную наличность
    • Ценные бумаги
    • Дебиторскую задолженность
    • Запасы материально-технических средств
    • Долгосрочные инвестиции
    • Реальный основной капитал

 

Пассивы включают:

    • Краткосрочные кредиты
    • Долгосрочные займы
    • Уставной капитал
    • Резервный фонд
    • Накопленная прибыль

 

Баланс играет важную роль, так как в нем нуждаются:

    • Управляющие
    • Акционеры, для контроля за деятельностью фирмы
    • Государственные органы, для проверки правильности уплаты налогов
    • Банки, для получения информации о кредитоспособности

 

В нормально работающих фирмах обычно составляются несколько балансов:

    • Внутренний баланс с большой степенью правдоподобности для служащих
    • Ряд внешних балансов
    • Для журналистов может быть далек от правды

 

Основные приемы оптимальной балансовой политики – следуют законные меры:

    1. перенос приема на более поздний срок
    2. перенос приема на более ранний срок при необходимости
    3. отсрочка, в связи с вводом в строй новых цехов, участков, оборудования
    4. быстрая реализация ненужного оборудования и резервов, если их балансовая стоимость меньше рыночной
    5. ускорение или замедление выписки счетов
    6. перенос производства в страны с льготным налогообложением

 

Эти методы проводятся с большой осторожностью, так как находятся на грани закона и произвола.

 

 

  1. Счет прибылей и убытков.

 

В этом документе, который публикуется один раз в год отражается:

    1. товарооборот, то есть сумма товаров и услуг произведенных производителем за вычетом складированных и закупленных на стороне.
    2. Издержки на приобретение ……
    3. Торговая прибыль
    4. Поступления и убытки от инвестиционной деятельности
    5. Валовая прибыль до налогообложения
    6. Налог на основной вид деятельности
    7. Чистая прибыль и убытки в целом за год

 

  1. Счет финансирования. В этом документе выделяется:
    1. денежная наличность
    2. источники финансирования
    3. направление использования ресурсов
    4. денежная наличность и денежные ресурсы на конец года

 

 

 

 

4. Форма сотрудничества предпринимателей.

Одной из форм сотрудничества предпринимателей является факторинг.

 

Суть: если предприниматель производит товар или услуги, то у него всегда есть долговые обязательства покупателей – дебиторские счета. Чтобы не ждать, когда эти счета будут погашены, предприниматель может передать такие счета в факторинговую фирму.

Факторинг – купля-продажа долговых обязательств покупателей, которая осуществляется между поставщиком и факторинговой фирмой.

Но в факторинговых операциях участвуют три стороны:

    1. факторинговая фирма - покупатель долговых обязательств
    2. клиент – поставщик долговых обязательств
    3. предприниматель-должник

 

Предварительно факторинговая фирма изучает:

Клиента, путем изучения баланса, отчета.

Должника (активы, пассивы, платежеспособность)

 

Только после этого начинаются специальные переговоры о заключении договора. Факторинговые услуги могут оказываться в 2 формах:

    1. Без финансирования. Клиент, передавший счета получает от фирмы сумму этих счетов при наступлении срока платежа. В этом случае факторинговая фирма получает комиссионное вознаграждение от клиента за ведение счетов должника-клиента, за риск, который факторинговая фирма берет на себя. Комиссионные в таком случае составляют по закону от 1,5 до 3% от суммы счетов.
    2. С финансированием. Факторинг сразу выплачивает клиенту от 70 до 80% суммы. Остальная сумма выплачивается по мере поступления денег от должника потребителя. Эти 20-30% являются гарантией факторинга в случае недопоставок товара или в случае получения некачественной продукции.

Факторинговая фирма получает:

    • комиссионное вознаграждение по ведению счетов клиента
    • процент за авансированный капитал. Они обычно выше чем процент денежного рынка. Процент начисляется за период с момента выдачи авансов же его погашения. На непогашенные счета выписывается отдельный счет и предоставляется клиенту.

 

Что дает факторинг предпринимателю:

    1. возможность превращения дебиторской задолженности в высоко ликвидные средства
    2. освобождение от риска возможных неплатежей, который берет на себя факторинговая фирма
    3. экономия средств на ведение счетов должников
    4. факторинговая фирма имеет более полную информацию о рынке о платежеспособности большинства фирм и по договору предоставляет информацию клиенту

 

Основу факторинга составляют договора о факторинге, которые составляются на 2 года, но обязательным условием является информированность должника о договоре и что он будет иметь дело с факторинговой фирмой.

 

Вторая форма сотрудничества в финансовой деятельности – коммерческий трансферт.

Суть: партнеры различных стран приобретают друг у друга капитал в национальной валюте в определенном количестве и в определенной форме.

Сайт создан в системе uCoz